Метро. Час ночи. Люди в спецодежде, касках и противогазах пробегают через турникеты и спешат вниз по лестнице, освещая себе путь налобными фонарями. На платформе они торопливо строятся, а затем один за другим убегают в тоннель метро...Так в ночь с 24 на 25 августа начались учения МЧС на станции «Заельцовская» Новосибирского метрополитена.
О том, что придется работать в полной темноте, спасатели заранее не знали; аварийный свет пришлось разворачивать прямо на месте. Подобные учения проводятся ежегодно. Однако раньше вагоны с «пострадавшими» оказывались рядом со станцией метро. Теперь же поезд «застрял» между Гагаринской и Заельцовской, и бежать до него спасателям пришлось около 50 метров.
По легенде учений, в результате теракта в метрополитене произошёл взрыв. Вышли из строя все трансформаторы, вентиляция, связь, на станции отсутствует электропитание. В результате взрыва возник пожар, происходит задымление вестибюля и посадочной платформы. Большинство пассажиров уже эвакуировались самостоятельно. Но в вагоне до сих пор осталось больше десятка пострадавших, которым нужна медицинская помощь.
«Такие учения проходят в Новосибирске с 2003 года. На данный момент они были уже на восьми станциях метрополитена, – рассказывает Евгений Озолин, полковник, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области. – В этот раз главной задачей тренировки было проверить способность органов управления отдавать распоряжения, руководить силами и средствами постоянной готовности. В учениях были задействованы Новосибирский метрополитен, аварийные и пожарно-спасательные подразделения города Новосибирска и Новосибирской области».
В глубине туннеля слышатся быстрые шаги и приглушенные голоса. Трое сотрудников МЧС уже несут на носилках первого «пострадавшего». Через минуту его аккуратно затаскивают на платформу и бережно кладут на пол. Двое в масках склоняются над ним, надевают противогаз. Рядом уже укладывают второго «раненного». Все это без единого слова и практически бесшумно. Затем «пострадавших» быстро выносят наружу.
На улице людей на носилках окружают врачи. Усталая женщина с желтой нашивкой «Медицина катастроф» ставит одному из «пострадавших» капельницу. Конечно, не по-настоящему. Затем носилки с «раненными» подхватывают и несут в машину скорой помощи.
На другой стороне площади Калина уже стоит большая синяя палатка, где развернулся оперативный штаб. Отсюда следят за происходящим и руководят ситуацией представители от каждой задействованной структуры. Комиссия по чрезвычайным ситуациям разрабатывает план спасения пострадавших, затем – план восстановительных работ. Рядом стоят сотрудники полиции и метрополитена. На протяжении всех учений они следят за работой спасателей, стараясь не мешать.
«В реальной чрезвычайной ситуации работники метрополитена помогают спасателям. Сотрудники МЧС не так хорошо знают метро, и м бывает нужно подсказывать, как быстрее пройти в то или иное место, – говорит Александр Евдокимов, первый заместитель начальника новосибирского метрополитена. – Работники метро и сами каждый месяц проходят учения. Например, машинисты тренируются преодолевать стрессовые ситуации на специальных тренажерах в электродепо и в управлении метрополитена».
Со своей задачей участники учений справились: всех «пострадавших» спасли, вовремя оказали им необходимую помощь. Теперь сотрудники МЧС проведут разбор полетов: обсудят возможные ошибки и недочеты, допущенные при учениях, чтобы в случае реальной угрозы действовать еще более слажено.