Быть или не быть так называемым выборочным абортам, когда родители решают избавиться от ребенка, узнав его пол, решится в ближайшее время в Совете Европы. Как считают европейские парламентарии, запрет определения пола ребенка – единственный способ избежать участившихся в Европе случаев таких абортов. Актуальность проблемы для Новосибирска обсудили специалисты.
Во всем мире предпочтение эмбрионам-мальчикам превращается в угрожающую тенденцию, особенно высок уровень выборочных абортов в Китае, Таиланде, Индии, Азербайджане, Албании, Армении и Грузии. В зоне риска находятся и европейские страны, такие как Швеция и Великобритания, в которых многочисленны мусульманские общины.
К счастью, проблема выборочных абортов для нашего города пока не слишком актуальна. По словам Татьяны Лукьяновой, главного специалиста по медицинской генетике ГУЗ мэрии, в нашем городе фиксируется примерно 15-17 случаев таких абортов в год. «Чаще всего это случается в таких семьях, где уже есть четверо или пятеро детей, и все одного пола – чаще всего девочки, а нужен мальчик. Мы всегда пытаемся переубедить родителей, но это бывает чрезвычайно сложно сделать, ведь семья уже настроилась на прерывание беременности», – рассказала Татьяна Лукьянова на пресс-конференции в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской».
Совершают такие аборты, в основном, выходцы из Армении, Азербайджана и других стран ближнего зарубежья. Впрочем, Татьяна Лукьянова отмечает, что статистика причин прерывания беременности не ведется, а значит, вполне вероятно, что таких абортов, когда родителей не устраивает пол ребенка, намного больше.
Запретить определения пола ребенка в ближайшее время вряд ли возможно, ведь сейчас процесс планирования стал обычным делом. Не секрет, что при экстракорпоральном оплодотворении можно оставить эмбриона нужного родителям пола.
«Мы находимся на таком этапе развития, когда этот процесс остановить невозможно. И запретить определять пол ребенка нельзя. Врач обязан посмотреть пол ребенка, чтобы исключить патологии в половых органах. Кроме того, запрет на определение пола ребенка – это еще и нарушение прав человека», – рассказывает заведующая отделением вспомогательных и репродуктивных технологий клиники «Авиценна» Ирина Айзикович.
«Но такие аборты – это проявление эгоизма, когда человек идет на поводу у своих репродуктивных планов. Мы должны идти не по пути запрета, а по пути просвещения», – добавляет врач.
Впрочем, для Новосибирска гораздо важнее проблема просто абортов. Специалисты пугают: абортов пока еще больше, чем родов! По данным главного управления здравоохранения мэрии Новосибирска, в 2010 году в Новосибирске было зафиксировано 14922 аборта.
Присутствующие на встрече врачи считают, что для изменения ситуации необходимо вмешательство православной церкви. В пресс-центре был и протоиерей Вячеслав Наумов, заместитель руководителя Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель общества православных врачей. Как рассказал батюшка, при церкви уже не первый год работает центр «В защиту жизни детей». Представители православной церкви проводят предабортные беседы в ряде женских консультаций и затем оказывают поддержку тем семьям, которые отказались от прерывания беременности. «Такие аборты – это пример прагматизма и расчетливости. Церковь выступает против всех видов абортов, ведь развитие личности начинается с момента зачатия», – говорит протоирей.
Еще один довод против выборочных абортов – это нарушение природного равновесия, которое грозит бесплодием, резким демографическим спадом, разводами семейных пар. «Например, в том же Китае, где истреблялось женское население, сейчас есть целые населенные пункты, в которых живут одни мужчины. Это ведет к увеличению количества гомосексуальных пар», – резюмирует Ирина Айзикович.