Термин «капустник» придумал еще Станиславский, наблюдая за своими учениками, которым было скучно играть только серьезные роли в драматических спектаклях. Молодые актеры собирались, придумывали веселые номера, пекли капустные пироги и смешили друг друга. Дождливым вечером 27 октября в клуб «Интеграл» приехали жизнерадостные артисты из театра-студии «Первый театр». Капустный пирог они не привезли, зато точно рассмешили жителей Академгородка.
У многих, больше у уставших после работы мужчин, существует в голове стереотип о том, что в театре, исполненном драматических возгласов и сложных монологов, можно только спать. Но молодые артисты в составе «5 прекрасных девушек на 4 мужественных парней» не дадут и зевнуть – постоянно шутят. Вообще я обычно обхожу стороной, даже за тридевять земель, капустники, потому что чаще всего на них совсем не смешно. Но не сегодня, когда на сцену выходит ведущий Александр Форостинский в образе эдакого советского персонажа – представителя сельского ДК «Закат Юности», в котором, что смешно и грустно одновременно, «ни черта не работает». В отличие от КВН-овских выступлений, у «Первого театра» – упор все-таки на артистичность, отличный вокал и пластичность. Что бы они не делали, хотя бы заматывались в фольгу – это действительно смешно до истерики, хотя, казалось бы – абсолютный бред.
Артистов сегодня девять, как в братстве у Толкиена, все уже довольно известные, хотя и молодые: Виталий Гудков, Егор Овечкин, Артем Находкин, Александр Форостинский, Елена Вахрамеева, Ирина Носова, Дарья Зырянова, Ольга Епанчинцева и Олеся Иванова. Непонятно, кто из них наиболее «звездный» и главный, но становится понятно, что мужчины – все-таки солисты, а девушки – их прекрасное окружение. От сценки к сценке актеры поразительно перевоплощаются: от коллектива этнической пляски «Жимолость» до хора «Грудной сбор», от трио разбитых сердец и униженного достоинства до «академика, который зарплату зажал в кулачок», от гипнотических хирургов до столь же невероятной в мужском исполнении Находкина руководительницы коллектива, поющего про колокольчики, немки Фригиды.
«Если говорить о коллективном творчестве, это вот оно, – рассказал после капустника Егор Овечкин, – Это солянка из разных номеров, которые придуманы в разное время на тот или иной праздник. Каких-то мы боялись, считали конъюнктурными, но нет, они сработали. Вообще это заядлый театральный жанр, который любят у нас на площадке. Репетировали долго, но весело, поэтому мы времени не считали. А вообще существует даже целый фестиваль театральных капустников «Апрельские тезисы», мы его вели и периодически выигрывали. Сейчас он, к сожалению, приходит в упадок».
Самой сложной по исполнению оказалась сцена про оживший алюминий. «В фольге, безусловно, очень жарко, так что прорези для глаз не спасли», – признался актер Егор Овечкин. А самой, на мой взгляд, забавной, но злой стала сцена трио «униженного достоинства»: «Мне ведь жена все делает: и носки стирает, и завтрак в постель. – Ну, в чем же она плоха??? – Знаете, какая страшная!!!».
«Первый театр» настолько очаровательно и профессионально играет неудачников, что забываешь, что темы шуток-то совсем не забавны: культура в деревнях в упадке, у ученых зарплата низкая, повсюду циничность и алкоголизм. Но, по сути, люди всегда шутили и будут шутить над собственным ограниченным мирком, каким нам сегодня его изобразили артисты.