Известные события последних месяцев культурной жизни Новосибирска заставили прогрессивную общественность восклицать о возвращении властного тоталитаризма в управлении культурой и сокрушаться – куда катится наш город. Будучи по своей сути миролюбивым оптимистом, я уверена, что все идет как нельзя лучше и наступают времена, когда горожане наконец-то начнут интересоваться искусством всерьез.
Когда в марте митрополит Тихон открыто выступил, осуждая «извращенную эротическую выставку» Пабло Пикассо, интернет-сообщество столицы Сибири взволновалось на форумах, в блогах и соцсетях, весьма нелестно отзываясь о священнослужителе и его желании оградить горожан от «непотребства». «Попы не должны говорить нам, что смотреть, а что не смотреть!» – в разъяренных пользователях Интернета вдруг проснулось чувство культурной самостоятельности и многие из них рванулись в Краеведческий музей, едва ли не первый раз за год, а то и несколько лет.
Увы, сознание жителей нашей сибирской провинции (Новосибирск в культурном плане – скорее провинциальный, а не столичный город) таково, что культурные события привлекают их только в ореоле эпатажа, скандала или, по меньшей мере, запрета. Митрополит посоветовал не ходить на выставку – следовательно, нужно срочно сходить, и вечер, который до этого предназначался, скорее всего, для посиделок перед телевизором, неожиданно становится культурно насыщенным, что, безусловно, прекрасно.
И дело даже не в том, что Пикассо – великий художник и что замечателен сам факт открытия у нас выставки его литографий, пусть и не оригинальных, а растиражированных уже после его смерти.
Прекрасно, что люди совершают променад, дышат свежим, не офисным воздухом, а жители Городка даже выбираются в центр, и все они покупают билеты в музей, ходят по залам и созерцают. И решают для себя, прекрасно это искусство или нет, обсуждают его, может быть, по дороге заглянут еще в какие-нибудь залы, увидят творчество современных новосибирских художников.
Следующий «культурный шок» доставил Новосибирску депутат Игорь Умербаев, довольно косноязычный и мало разбирающийся в искусстве человек, который, тем не менее, сделал для культуры нашего города неоценимое – он предложил запретить выставку галериста Марата Гельмана «Родина», которая должна была открыться 19 мая в залах Краеведческого. Губернатор Василий Юрченко ответил на его заявление в Заксобрании туманной фразой, от которой веет советским прошлым: «меры приняты». Позже Минкульт НСО сообщил, какие именно меры – выставку предложили перенести.
Организаторы «Родины» (честь им и слава, без всякой иронии) сдаваться были не намерены и нашли альтернативную площадку – здание недействующего аэропорта «Северный». И мне кажется, что в данном случае выставка только выиграла – по своей сути эта экспозиция прекрасно сочетается с образом старого аэропорта (на мой взгляд, «Северный» больше ей подходит, чем залы государственного музея, стоящего прямо напротив мэрии – дескать, это альтернативная «Родина», которая показана на альтернативной площадке). Хотя стоит признать, что искусствоведу Сергею Самойленко и директору Сибирского центра современного искусства Анне Терешковой пришлось нелегко, и можно лишь уважать их самоотверженный труд по спасению этого проекта в Новосибирске.
Здесь стоит оговориться, что я не рада попытке властей запретить «Родину» в Краеведческом не потому, что она отдает хрущовской манерой оценивать изобразительное искусство. Этим скандалом власти сделали выставке великолепную рекламу, которой, на мой взгляд, эта экспозиция недостойна. Мне кажется, выставляемые здесь арт-объекты не относятся к сфере искусства и что в современной России и даже в Новосибирске есть куда более интересные художники и выставки.
Я даже открыто признаюсь, уважаемые читатели, что инсталляция «Голубые города» Татьяны Антошиной мои чувства верующего человека оскорбляет. Но и в страшном сне я бы не стала запрещать ее экспонировать организаторам выставки – в конце концов, никто не имеет право указывать художнику, что ему делать, кроме его собственной совести.
Поэтому, не испытывая щенячьего восторга от того, что «Родина» будет выставлена в Новосибирске, но и не кривясь по этому поводу, я искренне рада тому, что становлюсь свидетелем, казалось бы, невозможного: Новосибирск выходит в топ федеральных новостей не из-за ДТП или очередной гибели ребенка, а из-за скандала, связанного с искусством. Горожане обсуждают на кухнях и форумах картины Пикассо и инсталляции «Родины», о которой до этого большинство обывателей даже не слышало. И в Новосибирск стали привозить свои работы даже, прости Господи, Церетели и Никас Сафронов.
Апофеозом культурных скандалов нашего региона стала сегодняшняя новость о том, что депутаты-эсеры требуют отставки министра культуры Натальи Ярославцевой. Я верю, что из-за этого г-жа Ярославцева не только не потеряет свое место, но и приобретет прекрасный ореол борца за современное искусство, что станет дополнительным стимулом для горожан следить за культурной жизнью региона.
Пока, к великому моему сожалению, многие весьма интересные экспозиции проходят незамеченными, залы музеев и галереи пустынны, а усилия журналистов, пишущих об искусстве в Новосибирске, практически пропадают даром.
Я надеюсь, что горожане начнут ходить не только на выставки, которые пытались запретить власти или церковь, и не только на экспозиции арт-деятелей, которые были уличены в раскрашивании фотографий. Но и на выставки, которые не сопровождают скандалы, но которые, без сомнения, достойны того, чтобы их посещали и обсуждали.