Не так давно мы рассказывали о новониколаевском сыщике Бернхарде Висмане. Теперь мы решили рассказать о том, как боролись с преступностью в советские времена. Одним из известных новосибирских сыщиков был Георгий Пашков, который боролся с новосибирской версией банды «Черная кошка».
После войны преступность в Новосибирске, как и во многих городах страны, практически вышла из-под контроля: грабежи, разбои, изнасилования случались ежедневно. Об этом вспоминает на встрече в краеведческой гостиной Музея Новосибирска новосибирский сыщик, подполковник милиции Георгий Васильевич Пашков. «На заводах и фабриках отменили ночные смены, так как люди боялись ходить по вечерам, на вечерних сеансах в кино было пусто. Криминальная обстановка приобрела угрожающие масштабы. “Из Кремля” нам дали три месяца на исправление ситуации».
Между прочим, у Георгия Пашкова, окончившего Омскую школу милиции, в удостоверении значилась должность: «сыщик». Но вскоре ее заменила запись «оперуполномоченный». Оказывается, преступное сообщество очень жестко отреагировало на введение в МВД института сыщиков: по стране прокатилась волна убийств. «Могли убить только за то, что ты – сыщик», – говорит Георгий Васильевич, – а «оперов» уже не так трогали».
Карьера Георгия Пашкова складывалась удачно. В отличие от своего новониколаевского коллеги Висмана Георгий Васильевич не был обойден наградами руководства. К примеру, в его наградном списке есть такая запись: «сыщик Г.В. Пашков за задержание 16 особо опасных преступников награждается премией 500 рублей». А за раскрытия убийства студентки медицинского института, разбойного нападения на ювелирный магазин в Красноярске и убийства сторожа Георгий Пашков был награжден медалями.
Кстати, по словам Георгия Васильевича, взяток в милиции его времени не брали: «а с кого было брать-то?». Советскую милицию тех лет, считает ветеран, отличала порядочность руководителей: «Они и нас охраняли, не позволяли перейти за грань дозволенного».
Работать оперативникам приходилось по 12-18 часов в сутки. Рано утром выезжали на задержания, вечером шли допросы. Считалось, что уставший человек более расположен ночью к откровенности. «Мы работали в паре, а я играл роль «доброго» следователя. И действительно, мне порой выкладывали все как на духу», – рассказывает ветеран сыска.
По мнению Георгия Васильевича, персонажи телсериала «Место встречи изменить нельзя» очень реальны. В Новосибирске тоже были банды, называвшие свои группировки «Черной кошкой». Банды совершали кражи, а потом на месте преступления рисовали кошачий силуэт. Это продолжалось недолго: «Мы взяли две группы, и “Черная кошка” заглохла», – говорит Пашков. Был в Новосибирске и свой Фокс, который, как киноперсонаж Александра Белявского, носил офицерский френч с орденами. Правда, у «нашего» Фокса кличка была «Дунька». Если ему казалось, что за ним следят, он мог развернуться и на месте застрелить случайного прохожего, который шел за ним по улице. «Дуньку» как раз со своими товарищами обезвредил Пашков. В момент задержания «Дунька», к счастью, оказался без оружия.
Так же, как его коллеги из легендарного телесериала, Пашков захаживал в ресторан. В новосибирском ресторане «Центральный» он брал пиво, и присматривался: с какими клиентами приходят и уходят проститутки. А иногда танцевал с дамами, при этом продолжая наблюдения. Так он выходил на воров, среди которых тоже попадались и опасные, и по своему знаменитые личности.
Помогала новосибирскому сыщику в его работе феноменальная память и отсутствие вредных привычек: Георгий Пашков никогда не пил и не курил.
Справка Academ.info
Борьбе советской милиции с бандой «Черная кошка» посвящен телесериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить», снятого по мотивам книги братьев Вайнер «Эра милосердия». Главные роли – опытного сотрудника милиции Глеба Жеглова и начинающего оперативника Владимира Шарапова – сыграли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин.
В основу книги братьев Вайнер легла история банды Ивана Митина, которая орудовала в Москве и Подмосковье в начале 50-х годов прошлого века.
Фотографии предоставлены Музеем города Новосибирска