Маркировка в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данный ресурс может содержать материалы, не рекомендованные к просмотру несовершеннолетним.
Ровно год назад заведование родомом ЦКБ СО РАН приняла на себя Ирина Зиновьева (ИЗ). В сентябре она «переманила» из «Авиценны» врача высшей категории Ирину Геворкян (ИГ), ставшую заведующей отделением патологии беременности. О том, что изменилось за год в отделении и какие перемены планируются еще, мы попросили рассказать двух Ирин.
— Когда только приняли на себя заведование роддом, что захотелось изменить?
ИЗ: Все! Ну, или почти все. Представили меня коллективу на утренней планерке, и я их тут же отчитала… Больше всего нареканий было по оформлению амбулаторных карт.
— То есть из-за бюрократии?
ИЗ: Правильное оформление карты – это не просто работа с бумажками. Это структурирование мыслей, четкое понимание протекания родов. Например, в карте обязательно должны быть не просто перечислены назначения, но и обосновано, почему назначен именно тот или иной препарат. Правильное ведение карты позволяет ничего не упустить.
ИГ: Вот, например, незначительный, казалось бы, вопрос, шла ли у роженицы во время беременности кровь носом, в случаи положительного ответа может служить врачу сигналом: у женщины предрасположенность к кровотечениям, и в процессе родов это надо учесть.
ИЗ: К тому же правильно оформленная карта – это защита самого врача при конфликте. У акушерства тут печальное лидерство: по статистике на эту область в России приходится максимальное количество судебных разбирательств в медицине.
— Это правда, что врачебный состав сильно изменился?
ИЗ: Кто-то из старых кадров не захотел ни переучиваться, ни перестраивать свою работу. Были и те, кто воспринимал замечания, как личные оскорбления. Такие люди ушли. Я в этом смысле человек жесткий: учиться – так учиться, работать – так работать, а если плакать и ныть – то это дома. Сейчас я бы сказала, что весьма успешно создается коллектив единомышленников. Те, кто остались, и те, кто пришли, готовы учиться новому, с удовольствием осваивают новые методики и работают одной командой.
— А сильные стороны у нашего роддома были?
ИЗ: Очень хороший младший и средний персонал. Всегда вся команда участвует в родах, даже если работа закончилась, помогают другим. Очень трепетное и дружелюбное отношение к пациенткам. С ними только одна проблема – как и по всему городу, младшего и среднего персонала не хватает.
Многих привлекают отдельные родовые – этим могут похвастаться немногие роддома. Здание мне в некотором смысле было уже знакомое. Роддом типовой, в таких же стенах я отработала 22 года в Областном роддоме. А вот расположение меня покорило сразу: вокруг лес, деревья, белочки, птички.
— Что же за год сделано?
ИЗ: Задач, конечно, было очень много, в том числе и по оборудованию. Но я думаю, что мы за год сделали многое. Было потрачено 1,7 миллионов рублей на новое современное оборудование, и оно у нас не стоит, а активно работает. Мы каждые три месяца пишем главврачу свои «хотелки», и к чести главврача надо сказать, что никогда, если заявка обоснована, она не говорила «нет». Были случаи, когда покупку откладывали из-за нехватки финансов, но если что-то нужно, мы всегда включаем в планы.
ИГ: Одна из последних покупок – специальное одеяло, которое согревает женщин в послеродовой и послеоперационный период. Приобрели современные аппараты для санобработки, которые могут обеззараживать не только стены, но и воздух. Около каждой койки сегодня уже установлены аппараты КТГ. У нас появился аппарат для определения степени желтухи новорожденного по кожным покровам, то есть ребеночка не надо колоть. Купили кювет для недоношенных.
ИЗ: Очень хотелось бы приобрести некоторые аппараты для физиопроцедур. Пока же мы и имеющиеся аппараты используем более активно, чем это было раньше. Есть исследования, что физиопроцедуры, которые используются для реабилитации женщин в послеродовой период, сокращают время использования антибактериальных препаратов, улучшают реабилитационные способности организма, сократительные способности матки, а в конечном итоге уменьшают время пребывания женщины на больничной койке.
— Говорят, что вы даже ванну в родовую купили?
ИЗ: Ванну действительно недавно установили. Только меня никто не предупредил, что в Академгородке с горячей водой проблемы, и чтобы ей пользоваться, нужно сначала слить приличное количество воды. Но это не проблема – установим нагреватель. Кроме ванны у нас есть много и других приобретений, облегчающих прохождение схваток. У нас есть комната, которую сами пациентки прозвали «оранжевой»: там все для релаксации на первой стадии родов. Женщины очень любят специальные мячи, есть душ и т.д. Большой популярностью пользуется обезболивание. Мы всегда идем на встречу: болевая чувствительность у всех разная, а зачастую сильные болевые ощущения связаны или со страхом, или с анормальным течением родов. Да и анестезиологи у нас замечательные.
— До вашего прихода у роддома была слава места, с очень большим процентом кесарева сечения.
ИЗ: Почти половина родов в предыдущие годы заканчивались кесаревым. В первом квартале этого года показатели по нашему роддому – 16,5 % кесаревых сечений из общего количества родов.
Работать для этого пришлось не только с нашими врачами: специальную конференцию мы провели и с женскими консультациями. Вообще с консультациями удалось наладить очень тесную связь, мы активно консультируем, вместе ведем женщин. Не боимся сложных случаев, например, многоплодной беременности.
ИГ: Кесарево сечение – это отчаянный шаг, экстренная мера. Иногда к ней прибегать приходится, но, на наш взгляд, только в крайних случаях. К счастью, и коллектив постепенно приходит к тому же мнению. Мы практически в 100% случаях не проводим кесарево при тазовом прилежании. Сейчас проводим обучение, чтобы принимать роды у женщин с рубцами.
— Откуда в Городок едут рожать?
ИЗ: Жители Академгородка здесь рожают почти все, крайне редко выезжают в город. Еще у нас часто рожают женщины Левого берега, Бердска, Искитима, Кольцово и т.д. Очень многих привлекают индивидуальные родовые залы. Большой процент идет именно на партнерские роды. По существующему законодательству эти роды бесплатны: при наличии свободного родового зала и справок о здоровье партнера. Чаще всего в родах участвуют мужья или близкие родственники.
— Вопрос о том, нужен ли муж на родах, до сих пор не утихают. Вы что думаете?
ИЗ: Зависит от того, зачем мужчина хочет принять участие в родах: удовлетворить свое любопытство или помочь женщине. Нужно отметить, что здесь на роды приходят мужчины, которые настроены помогать и готовы к этому: они читали литературу, посещали с женой курсы и т.д.
— Медики часто жалуются на слабое здоровье сегодняшних рожениц.
ИЗ: Это действительно так. К 25 годам у многих женщин целый букет хронических заболеваний. У девочек 14 – 15 лет уже обнаруживают сахарный диабет. Заболевания щитовидной железы очень актуальны для нашего региона. А ведь беременность – большая провокаторша: большинство скрытых в обычное время заболеваний проявляется. Инфекционные заболевания у женщин встречаются практически в 100 % случаев. Тут свою роль играет и раннее начало половой жизни, и отсутствие контрацепции, а самое главное – отсутствие своевременного лечения (кто-то стесняется, кто-то занимается самолечением по совету подружек или постам в интернете). Лечить внутриматочную инфекцию, конечно, лучше до родов. Иначе мы получаем ребенка не просто с нагноением в глазах или плохо заживающим пупочным кольцом, но и, например, с врожденной пневмонией. Конечно, лучше пролечить маму, чем потом давать антибиотики новорождённому.
— А увеличение возраста рожениц?
ИЗ: У нас средний возраст рожениц с первыми родами – 30 – 35 лет. Знаю, что в некоторых местах и тридцатилетним пишут «старородящяя» и рекомендуют по возрасту кесарево сечение. Да это же самый возраст, кому рожать, как ни ей! Если женщина забеременела, благополучно выносила ребенка, то и родить она его сможет.
— С научными институтами контактируете?
ИЗ: Пытаемся. Например, недавно внедрили технологию Института катализа – специальный медицинский клей для швов. Он обладает антибактериальным действием, создает специальную защитную пленку, проникает глубоко в ткани. В итоге мы поняли, что эффективность у клея выше, мы экономим на перевязочном материале, женщинам очень понравилось, что с таким швом можно принимать душ (влага клею не страшна).
— Самое главное ваше достижение за этот год?
ИГ: Больше женщин стало у нас рожать. Роженицы начинают доверять нам: уходит страх и противостояние. Приходится очень много объяснять, но, в конце концов, большинство женщин разделяет наши взгляды. Сначала очень неоднозначно воспринимали, что плановые кесарева сечения мы проводим только после начала родовой деятельности – всему свое время. Пугало, когда мы с сохранения выписывали на 40-ой неделе.
Доверие – это очень важно. Наверное, еще хотелось бы, чтобы в Городке нас не просто не считали врагами, но и старались нам помочь. Мы ведь делает такое важное и нужное для всех дело. И мы были бы рады помощи волонтеров. Любой! Хотите вести для беременных или рожениц зарядку – приходите, любите копаться в земле – можно цветы сажать на газоне перед роддомом (у нас персонал такой газон делает, чтобы атмосферу создать уютную), можете окна помыть – мы только благодарны будем, санитарок не хватает катастрофически.