Двадцать лет назад, 12 декабря 1993 года, была принята Конституция РФ. Этому событию предшествовало длительное противостояние администрации президента Бориса Ельцина с Верховным Советом, которое завершилось в октябре вооруженными столкновениями в Москве.
Так получилось, что все попытки – успешные и безуспешные – ввести в стране конституцию начинались с вооруженного междусобойчика, который в одном случае завершился масштабной гражданской войной. По-другому и быть не может: во власти не так много людей, готовых добровольно поделиться своими полномочиями. По крайней мере, в России таких деятелей за всю ее историю не наблюдалось, если, конечно, не считать неожиданного для всех ухода Ельцина 31 декабря 1999 года с поста президента.
Первую попытку изменить государственный строй предприняли декабристы. 14 декабря 1825 года они выстроили на Сенатской площади часть войск, дислоцированных в Санкт-Петербурге, чтобы помешать вступить на престол Николаю I. Декабристы хотели сущей малости: сделать Россию конституционной монархией, для чего им был нужен покладистый император (например, Константин, старший брат Николая). Декабристы, как справедливо заметил Владимир Ленин, были страшно далеки от народа, а народ, в свою очередь, не понимал, чего же хотят отцы-командиры. По этой причине прогрессивно настроенные дворяне объясняли «революционным» солдатам и матросам, что Конституция – это жена Константина Павловича, так и не ставшего императором. Жену потенциального императора народ так и не увидел, так как Николай I подавил мятеж.
О конституции задумался было Александр II Освободитель, но его убили народовольцы. Причем по одной из распространенных версий, Освободитель погиб именно в тот день (1 марта 1881 года), когда он собирался подписать проект конституционный реформы.
Первая конституция в России появилась после победоносной Октябрьской социалистической революции. В июле 1918 года Всероссийский съезд советов, который законодательно был оформлен высшим органом государственной власти, принял Конституцию РСФСР. Через месяц после принятия основного закона государства вместе с семьей был расстрелян последний российский император. В 1924 году свод законов РСФСР стал основой для Конституции СССР. Новый закон закреплял победу пролетариата, крестьянства и трудовой интеллигенции, которым формально принадлежала вся власть, а лица, живущие на нетрудовые доходы, поражались в правах. Ключевое слово – формально.
Формально последующие сталинская (1936 года) и брежневская (1977 года) конституции гарантировали жителям великой и могучей страны демократическое устройство государства. Но на деле прописанные в основном своде законов нормы не соблюдались. Свобода шествий и собраний касалась только первомайских и ноябрьских демонстраций, а также официальных ликований полету в космос или приезда в уездные города вождей. Верховный Совет СССР лишь номинально был высшим органом государственной власти, т.к. в реальности она принадлежала КПСС, выполнявшей согласно статье 6 руководящую и направляющую роль, а также являвшейся ядром политической системы.
Но, повторюсь, формально Советский Союз и входящая в его состав РСФСР были демократическими государствами парламентского типа. После развала СССР именно это обстоятельство стало отправной точкой в конфликте Ельцина с Верховным Советом.
Согласно Конституции высшим органом государственной власти был Съезд народных депутатов, в перерывах между съездами функционировал Верховный Совет. Исполнительная власть, в том числе и избранный президент Ельцин, должны были подотчетны съезду и ВС. До тех пор, пока спикер ВС Руслан Хасбулатов и президент Борис Ельцин боролись с президентом СССР Горбачевым, такая политическая система их устраивала. Но в политике все союзы, как правило, носят временный характер. В новой постсоветской России стало понятно, что двух центров власти быть не может. Находившийся на пике популярности Борис Ельцин решил эту проблему простым путем: провел референдум, в ходе которого заручился поддержкой россиян, а затем знаменитым указом № 1400 распустил съезд и Верховный Совет. Несмотря на то что согласно Конституции у Ельцина не было полномочий для принятия такого указа, из вооруженного противостояния в октябре 1993 года он, за счет поддержки генералитета, вышел победителем.
Конституция 1993 года закрепила президентскую модель управления, полномочия обеих палат парламента не идут ни в какое сравнение с возможностями ВС. Но в общем и целом основной свод законов фиксирует тот факт, что Россия является социально ориентированным светским государством, и закрепляет за гражданами права, аналогичные правам жителей стран демократии.
К сожалению, отличительной чертой нашей страны давным-давно стало патологическое нежелание соблюдать существующие законы. В равной степени это относится не только к жителям, но и чиновникам и депутатам, которые вроде как должны следить за соблюдением законности. Именно по этой причине большинство россиян не почувствовали разницы при смене одной конституции на другую, при переходе от парламентской к президентской модели. Соблюдением конституционных норм пока озабочена незначительная часть граждан.
И смысла, как призывают некоторые политики, в кардинальном обновлении конституции нет. Ведь для большинства граждан, как и для солдат и матросов на Сенатской площади в 1825 году, Конституция – скорее имя чьей-то жены, а не обязательный для соблюдения свод норм и правил.