По следам первого апреля, череды капустников и КВНов мы решили встретиться с Русланом Великохатным (в народе просто Хатный) – "членом Клуба Квант с незапамятных времен и абсолютным чемпионом по времени пребывания на посту Президента клуба", как гласит его "Личное дело".
Славному КВАНТовскому и КВНовскому прошлому Руслана средства массовой информации и народная молва отдали уже изрядную дань, поэтому темой нашего разговора стало, прежде всего, его не менее славное настоящее.
Руслан, кем ты себя ощущаешь по жизни: КВНщиком, президентом КВАНТа, программистом, простым обывателем, или, может быть, еще кем-то, до кого моя фантазия не додумалась?
Ну, ощущение же зависит от того, чем в данный момент ты занимаешься больше всего. Когда занимаешься капустниками и КВНами, то это поглощает тебя на какое-то время, и ты ощущаешь себя автором и актером. Однако сейчас это уже не доставляет того былого удовольствия, и я несколько отошел от такой деятельности. В основном занимаюсь своим любимым делом – программированием, живу в прекрасном месте и, в общем-то, доволен, что так все получилось. А то, что время от времени приходится заниматься творческими вещами, я рассматриваю как свое хобби, которое составляет неотъемлемую часть моего существования и которое я не могу полностью забросить. В целом, мне интересно и то, и другое. В настоящий момент, для меня главное – моя работа в институте. Но стоит появиться творческому проекту, который меня увлечет, и приоритеты на время поменяются. Только начальству не говорите… (подмигивает)
Ты сказал, что живешь в прекрасном месте. Именно о нем мой следующий вопрос. На твой взгляд, есть ли сегодня у Академгородка свое лицо, и если бы тебя попросили нарисовать на него карикатуру, то как бы она выглядела, какие основные черты ты бы отразил?
Хм, ну интересный, конечно, вопрос. Карикатура на Академгородок?… (задумывается) Сложно сказать, ведь я воспринимаю это место достаточно серьезно – и визуальный образ городка у меня в душе вовсе не карикатурный... Когда я только поступил в университет, частенько ездил домой и всегда возвращался от вокзала на электричке ранним утром. Именно эта дорога, по которой утром идешь от моря, голубое небо, тихий утренний лес, восходящее солнце - живут в моем сознании как характерная картинка Академгородка. У меня всегда было чувство, что я возвращаюсь сюда как на родину, хотя родился не здесь. Я вообще человек, для которого природа очень важна, поэтому мне сложно жить в мегаполисе, и Академгородок для меня – оптимальный вариант. В моем представлении, это какая-то комфортная обстановка, идеальное сочетание города и природы. Когда я прожил в Москве почти два года и вернулся обратно, то месяца три не мог, что называется, надышаться. Здесь есть какое-то состояние умиротворенности. А вот то, что сейчас все активнее начинают застраивать Академгородок, и вскоре по проспекту Коптюга будут вырубать целые лесные массивы, - это не очень-то хорошо. Академгородок ведь не резиновый… (улыбается – видимо, шутит, хотя похоже на правду).
Известно, что у каждого народа свое, специфическое представление о смешном, и поэтому русский не всегда поймет, о чем смеется, например, американец. Были ли в твоей жизни случаи, которые могли бы проиллюстрировать эту ситуацию?
У меня, на самом деле, представление сложилось с точностью до наоборот. По большому счету чувство юмора у людей, как мне кажется, одинаковое по всему миру. К примеру, я был на выставке, и мне приходилось общаться с немцами. Мы говорили по-английски, хотя я не такой уж знаток этого языка: понимаю с трудом, но сам что-то могу сказать. Сверх того я знал несколько немецких фраз, в основном из песен Rammstein-а... (улыбается) И оказалось, что, в принципе, чтобы тебя поняли и смеялись над твоими шутками, необязательно даже хорошее знание языка. То есть я попал в ситуацию, прямо противоположную вопросу. Иностранцы тебя прекрасно понимают, и у них даже возникают какие-то новые крылатые слова после общения с тобой. Я могу это объяснить так: я нахожусь в чужой стране, я не знаю глубоко ее языка, поэтому отношусь к нему как к некой мозаике, какому-то "кубику-рубику". То есть я смотрю на него со стороны, сам нахожу в нем некие закономерности, какие-то каламбуры, которые для носителей этого языка уже "зашорились", и это часто помогает осознанному созданию комичных ситуаций, шуток.
После посещения ряда стран (Голландия, Китай, Италия, Франция, Таиланд, Германия и др.) я на собственном опыте убедился, что, несмотря на различие менталитета, люди в итоге смеются над одними и теми же вещами. Представления о том, что американский юмор - про задницы, а английский – утонченный, - это больше схема, чем реальность. Поэтому говорить о различиях национального юмора можно, скорее, в эпистолярном жанре, где это выражено более отчетливо.
А как ты думаешь, должна ли быть цензура в юморе?
Безусловно, должна быть. Дело в том, что можно пошутить про ту же задницу, но очень тонко. Просто необходимо чувствовать хрупкую смысловую грань, которую переходить не следует. Ведь даже без употребления каких-то там нецензурных слов можно очень позорно и грязно пошутить, и наоборот. В целом, я не сторонник нецензурщины и этого пресловутого американского юмора. Хотя такие шутки тоже имеют право на жизнь – но только с точки зрения коммерции, не более того. Ведь это дешевый юмор, таким способом довольно легко шутить, поэтому многие так и делают. А высокоинтеллектуальные шутки на эти "граничные" темы придумывать чрезвычайно сложно. Здесь, пожалуй, можно привести нашу КВАНТовскую шутку, ставшую уже хрестоматийной – "Что одним помогает петь, другим мешает танцевать. Я имею в виду микрофоны". Всем ясно, про что эта шутка, однако она сформулирована достаточно утонченно. Поэтому нецензурщиной нужно называть, скорее, не саму тематику, а форму, в которую она облачена.
Какая команда высшей лиги КВН тебе сегодня больше всего импонирует?
Ну, у меня до недавнего времени одной из самых любимых команд были "Уральские пельмени", да, пожалуй, они ею остаются и по сей день, просто ребята последнее время не выступают. Они внесли свежую струю, задали новый уровень, новый стиль. Это был юмор абсурда, частенько строился на длинных паузах и немых отыгрышах, чего раньше никогда не было в классических супердинамичных играх. Когда другие тоже уловили эту струю, то начали появляться команды типа Пятигорска, которые шутят в аналогичном стиле, и у них это, надо сказать, очень неплохо получается. Но сейчас подобный юмор стало эксплуатировать слишком много команд, он перестал быть оригинальным. И мне кажется, что в настоящий момент назревает переходный период, когда вот-вот должна появиться команда, которая задаст новый тон и выведет КВН на очередной этап. В свое время такими командами были и новосибирская, и "Махачкалинские бродяги", и "Дети Лейтенанта Шмидта".
Да, давай в конце нашего разговора уделим внимание новосибирской команде. Мы уже давно не видим ее на большой сцене. Почему? В чем причина такого резкого падения рейтинга новосибирских КВНщиков?
Ну, сегодняшняя молодая команда КВН "Коля Спирин и К°" ездили в Сочи. К сожалению, ни в высшую, ни в премьер-лигу они не попали, хотя я на это очень надеялся. Сейчас ведь огромная конкуренция, приезжает около 300 команд.
А почему новосибирская команда не попадает в высшую лигу – это вопрос скорее к Маслякову. От него зависит очень многое: если ему команда понравилась, то он будет продвигать ее дальше, пусть даже она проигрывает и оказывается на последнем месте. Так было в свое время и с нашими "Девушками из джаза" и вот сейчас с командой РУДН. Как только команда выходит из фаворитов (а это может произойти внезапно и абсолютно по любой, даже самой пустяковой причине), начинаются очень жесткие придирки на репетициях, необоснованные претензии, и в итоге ей закрывают перспективу. То есть в судьбе команды очень важную роль играет субъективное начало, исходящее от Маслякова и его жены Светланы Анатольевны, главного режиссера игры. Новосибирская команда, как и многие другие, не избежала трений с Масляковым и сошла со сцены.
Ну, а сам ты объективно как оцениваешь уровень нашей команды?
Мне нравится их стиль. Они достаточно энергичные и артистичные, много выступают, гастролируют, и, несмотря на молодой возраст, имеют большой сценический опыт. А то, что они не заняли свою нишу в большом КВН-е, так я сам этому удивляюсь. Наверное, надо самому присутствовать там, чтобы понять, почему это происходит. Думаю, главное, что им нужно – это протежирование. А его нет. Видимо, Новосибирск надоел Маслякову, слишком долго мозолил ему глаза. Хотя кто знает, может быть вскоре ситуация переменится с точностью до наоборот, и Новосибирск вновь станет той командой, которая внесет свежую струю в КВН.
На этой оптимистичной ноте мы закончили разговор с Русланом, который поздравил всех жителей Академгородка с долгожданной весной и, отдав дань хобби, пошел продолжать заниматься своим любимым делом – программированием.
Беседу вела Полина Проскурина,
Служба новостей Академгородка Academ.info.