2021 год отличался невысокой активностью клещей. Начало нынешнего года уже продемонстрировало их возросшую активность и высокий процент инфицирования.
Заместитель руководителя регионального управления Роспотребнадзора Лада Самойлова на пресс-конференции в четверг привела следующую статистику по заболеваемости в прошлом и позапрошлом годах: «В 2021 году мы наблюдали снижение заболеваемости по сравнению с 2020. Если в прошлом году в регионе зарегистрированы 73 случая клещевого энцефалита и 89 – клещевого боррелиоза, то в 2020 году – 97 и 110 случаев соответственно».
Этой весной события развиваются скорее по сценарию позапрошлого года. Если после майских праздников в 2021 году было 886 укушенных, то сейчас с жалобами на покусы клещами обратились уже 1911 жителей области. Вероятность заболеть у них достаточно высока: судя по результатам лабораторных исследований (они проводились как среди клещей, сданных пациентами после укуса, так и среди собранных на природе) зараженность клещей боррелиозом достигает 25-30%, клещевым энцефалитом – 1-2%.
«23 района эндемичны по клещевому энцефалиту (то есть в них есть природные очаги зараженных клещей), – напомнила Самойлова, – лидеры по числу укусов не меняются, это Новосибирский, Искитимский и Тогучинский районы».
Как заявила главный инфекционист региона Лариса Позднякова, сейчас в медицинских учреждениях региона находится 57 человек с установленным заболеванием или подозрением на инфекцию, переносимую клещами, два пациента с тяжелым течением риккетсиоза и энцефалита – в реанимации.
Врач предположила, что снижение заболеваемости в прошлом году связано не только с погодными условиями и карантинными ограничениями, но и с активностью коронавирусной инфекции в целом. Позднякова отметила, что в целом число других инфекционных заболеваний во время эпидемии COVID-19 стало меньше, поскольку в природе все находится в состоянии подвижного равновесия, и инфекционные агенты тоже; если возбудителей одного заболевания стало больше, то другие снижают свою активность.
Чем бы ни объяснялась агрессивность клещей в этом году, эксперты призвали новосибирцев вакцинироваться от клещевого энцефалита. «Среди заболевших был только 1% привитых», – заявила Позднякова, отметив, что тяжелых случаев среди заболевших после прививки не было.
Инфекционист напомнила, что вакцина от клещевого энцефалита разработана давно, хорошо изучена, прививаться можно круглый год: два укола с интервалом в две недели и ревакцинация через полгода защитят от опасного заболевания на 3-5 лет. Это важно потому, что эффективного лекарства от клещевого энцефалита, потенциально смертельного заболевания, не существует. Прием иммуноглобулина, оплачиваемый страховкой, не гарантирует защиты от тяжелого течения заболевания.
Что касается более распространенной инфекции – болезни Лайма или клещевого боррелиоза, то с ним дело обстоит с точностью до наоборот: вакцины нет, а вот эффективные лекарства, напротив, есть. Но важно воспользоваться ими как можно раньше, напомнила Позднякова: запущенный боррелиоз переходит в хроническую форму, чреватую многочисленными осложнениями.