Маркировка в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данный ресурс может содержать материалы, не рекомендованные к просмотру несовершеннолетним.
В пятницу, 14 декабря, ученые СО РАН подвели годовые итоги научной работы. Начинать "разбор полетов" доверили гуманитариям – представителям Института филологии и Института проблем малочисленных народов Севера.
Языки – в особом почете
Вначале было слово. Его традиционно взял председатель СО РАН академик Николай Добрецов, попросивший "срочно будить участников собрания, которые еще не подошли" (зал был практически пуст).
Потом говорили о языках. Докладчиками была поднята особо важная тема – постепенное исчезновение языков коренных народов Сибири. В своем десятиминутном ликбезе-призыве о спасении исчезающих языков доктор филологических наук Наталья Широбокова рассказала о том, что некоторые языки в настоящее время имеют только десятки носителей, а некоторые и вовсе ушли в забытье. Прежде всего, в зоне риска находится палеоазиатская языковая семья.
Докладчик высказала свою концепцию сохранения языков, состоящую из двух ступеней реабилитации. Пункт первый – транслирование полноценного языка школьникам. Затем – фиксирование, описание уровней языка (фонетического, морфологического, лексического и синтаксического), создание научной базы и пропаганда многоязычия. Провести эту огромную работу без помощи государства и общества не удастся, тем более что за Уралом только три научных института имеют филологическое отделение.
Эту концепцию возрождения и сохранения языков поддержал директор Института проблем малочисленных народов Севера доктор филологических наук Василий Роббек. Он поведал, что 16 мая Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию многоязычия, и провозгласила 2008 год Международным годом языков – теперь языки в особом почете.
Но это в ООН. Мы же, как правило, не слишком трепетно относимся к своему родному, "великому и могучему". На общей предобеденной дискуссии академик Эдуард Кругляков внес предложение "гуманитариям включиться в борьбу за чистоту русского языка" и пояснил – грамотность студентов физфака НГУ и, соответственно, молодых ученых-физиков находится на пугающе низком уровне.
А Вячеслав Молодин, заместитель председателя СО РАН, похвалил филологов за издание многотомной серии памятников фольклора народов Сибири. Он отметил, что проделан колоссальный научный труд, но "в процессе" находятся еще 42 тома. Для "ускорения" работы необходимо увеличить финансирование серии. Кстати говоря, для наглядности научного труда планируется создать аудиоприложения на DVD-дисках.
Наноматериалам нужны сертификаты качества
Вторая часть общего собрания СО РАН была посвящена популярной в научных и околонаучных кругах теме – нанотехнологиям. Несколько докладчиков в своих выступлениях напрямую касались необходимости создания специального центра экспериментальных технологий по производству наноматериалов.
Эти сверхмалые "материи" в бытовых разговорах на кухне имеют ареол волшебства: дескать, скоро с помощью нанотехнологий можно будет построить лифт до Луны или изобрести панацею. Но и на общем собрании СО РАН вполне серьезные люди говорили вполне серьезно о почти чудесных свойствах наноматериалов. Например, поделился тайнами нанотехнологий академик Василий Фомин: скоро станет возможным значительно упростить лечение заболеваний органов дыхания – лекарственные средства можно будет вводить непосредственно в легкие, и "медикаментов нужно будет в миллион раз меньше, чем, например, в таблетированной форме". Кроме того, эффект лечения будет наступать быстрее. Но академик Фомин заметил, что "нанотехнологии могут быть как полезны, так и опасны. Их надо изучать!"
Сейчас с наноматериалами связывают большие надежды – прежде всего денежные. Член-корреспондент Николай Ляхов ярко обрисовал ситуацию: "все догадываются по развитию политики, что с нас будут спрашивать не только об успехе фундаментальных исследований, но и о том, как они продвигаются на рынок"
Далее г-н Ляхов привел схему "пути на рынок", состоящую из четырех пунктов и заострил внимание на том факте, что если первые два пункта – синтез продукта и изучение – выполняются в институтах СО РАН полностью, то следующие два аспекта, необходимые для выхода на рынок, остаются нереализованными. "Важно провести отработку технологии и сертификацию продукта, а в научных учреждениях СО РАН пока просто не на чем это делать. Сертификация – это очень важный момент, это наработка опытных партий с устойчивыми характеристиками и оценка максимальной границы стоимости продукта. Необходимо построить специальное учреждение, которе будет заниматься именно сертификацией полученной продукции", – подчеркнул Николай Ляхов.
На вопрос корреспондента Academ.info Надежды Друзяка о перспективах создания центров сертификации наноматериалов академик Ляхов ответил следующее: "В бюджете на науку эти деньги никогда не будут предусмотрены. Постройка такого центра стоит от полумиллиарда до миллиарда рублей, и поэтому я выступил на общем собрании СО РАН с предложением обратиться ГК "Роснанотехнологии" или в фонды Федеральных целевых программ для изыскания средств на решение этой проблемы. Мы должны вооружиться соответсвующим инструментарием, если мы хотим соревноваться с западными разработчиками. Причем нам нужно создавать мобильное химическое производство "под себя", которое будет быстро реагировать на любой запрос".
"Мы должны обратиться с инициативой создания в Академгородке научно-образовательного центра по нанотехнологиям на базе институтов СО РАН, НГУ и СУНЦ. На инфраструктуру такого центра деньги, возможно, удастся получить", – выступил с предложением на общей дискуссии академик Александр Асеев.
Надежда Друзяка поинтересовалась у Александра Асеева, чем будет отличаться этот научный центр от центра сертификации нанотехнологий, о котором говорил член-корреспондент Николай Ляхов. Поясняя свое выступление, академик уточнил, что "научно-образовательный центр по нанотехнологиям будет включать в себя как центр сертификации, так и помещения по получению пилотных образцов наноматериалов, изделий наноэлектроники и продуктов нанобиотехнологий – большие здания с идеально чистыми комнатами, современным технологическим оборудованием и необходимой инженерно-технической инфраструктурой. У нас сейчас таких помещений нет, и мы не можем производить опытную продукцию в малых сериях, в том числе, на продажу. Того, что производится в лабораторных условиях, недостаточно. Такой центр был бы идеален с точки зрения подготовки высококвалифицированных кадров и последующей коммерциализации результатов нанотехнологий, являясь звеном в цепи институт-центр-Технопарк".
Предугадав следующий вопрос корреспондента о достижениях ученых СО РАН на этом поприще, г-н Асеев объяснил, что "основу для успешной деятельности такого центра составляют результаты прорывного характера и мирового уровня в области нанотехнологий, полученные в институтах отделения в последнее время: изделия наноэлектроники, нанофотоники и наномеханики на полупроводниковых структурах с квантовыми ямами, квантовыми точками и трехмерных наноструктурах; разнообразные нанопорошки и нанопокрытия; наноматериалы и наноустройства на основе нуклеиновых кислот".
Фото Евгении Спириной
Евгения Спирина,
Надежда Друзяка,
Новости Академгородка Academ.info