Береста обладает огромной притягательной силой. Этот "теплый", душевный материал пробуждает в человеке врожденную тягу к природе. Потому жителям Академгородка, самого зеленого района Новосибирска, выставка изделий из бересты (икона, скульптура, панно) творческой мастерской Виктора Маздорова должна приглянуться. Выставка продлится по 15 июня.
Его мастерская, единственная в Новосибирской области по изготовлению высокохудожественных изделий из бересты, была создана в 2002 году. Сегодня в ней трудятся семь учеников Виктора Маздорова. Они создают берестяные иконы, картины, скульптуры. Кто-то владеет несколькими техниками, кто-то выбирает свою узкую специализацию. Например, Татьяна Зубарева специализируется исключительно на иконах.
Казалось бы, берестяная икона должна содержать огрехи, так как бересту сложно назвать послушным материалом. Но работы сделаны четко, строго по канонам. Если рядом поставить икону, написанную кистью, и берестяную, отличие будет только в технике исполнения. Взгляд, мимика, волос, сама фигура святых передана не мазком, а точкой, черточкой, прорезью. Штрих ножом, а не кистью. Береста мягкая и чувствительна к прикосновениям, с ней нужно быть предельно осторожным, назад лишнее движение не вернуть.
"Икону мы берем самостоятельную, от традиции не уходим. Все каноны соблюдаем. Понимаем, что делаем серьезные вещи. Сегодня сотрудничаем с церковными лавками, там можно приобрести наши работы", – прокомментировал Виктор Маздоров. "Княгиня Ольга", "Святой Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец", "Богоматерь Всецарица" – берестяное изображение традиционных икон воспринимается иначе, сотрясает твое прежнее восприятие изображения святых, обескураживает. Живой и теплый материал с тобой разговаривает, икона оживает. Храм, в котором были бы такие иконы, стал бы, вероятно, уникальным.
Благодаря рамкам, получается две работы в одной. Само обрамление вполне может выступать в роли самостоятельного обрамления. Ведь ни один узор не повторяется! Каждый несет свой характер: скромный, строгий, напыщенный; вырезанный или плетеный; мягкий или жесткий.
Кружки, большое яйцо-шкатулка, визитница – береста умеет отвечать запросам современности. Если к созданию икон авторы подходят со всей серьезностью, то в скульптурах присутствует немалая доля юмора. Скульптура "Футболист" проработана до мелочей. Даже шнурки на бутсах сделаны из бересты, в руках кубок и мяч, а нос – "картошкой". "Поделюсь с вами секретом. Внутри мяча настоящий резиновый шарик. Очень сложно было скрепить кусочки, не используя опоры", – раскрыл тайну Виктор Маздоров.
"Косарь и петушок" – не только скульптура, но и целая поэма:
Дядя Федор по утру
Наточил свою косу.
Свистнул Петю-Петушка,
Выпил квасу два горшка.
Крякнув, вытер бороду,
И пошел косить траву.
(Сочинили в мастерской,
Выпив литра два с лишкой).
Особо привлекает внимание работа "Ворона на подсолнухе". Лично мне больше запомнился подсолнух, нежели птица. Большущий "солнечный цветок" облепили пчелы, пухлые шмели и бабочки. По стеблю ползет маленькая ящерка. Ворона красивая, но птица как птица, а это подсолнух! А еще из "березкиной одежды" можно сделать хвосты слонам, правда, придется плести косичку.
Очень интересно на необработанной бересте находить сюжеты. Чуть-чуть добавить краски, гуашь или акварель, фантазию, поцарапать слегка и получается полноценное панно. Очень символичен "Котик в ожидании Нового года". Добрый и наивный. "Лоскутки" словно бабушкино одеяло, но вместо ткани – береста, они даже сшиты разными швами: зигзагом, крестом, по краю. Важно в таких работах разглядеть то, что увидел автор, или придумать. Например, "Таежная речка" – кора, где добавлено немного краски. Ели по берегу. Берег, наверное, глиняный…
"К названию я бы добавил "Икса". "Речка Икса", – прервал мои размышления Виктор Коваленко, он стоял позади меня и тоже рассматривал панно. – Мне пришлось в прошлом году быть три месяца на Иксе. Картина очень похожа, вот и вспомнил. Только здесь на панно белый цвет преобладает, а там болота видны".