"Вы откуда? Вы "за" нас или "против" нас?", – спросили меня из толпы сидевшие на скамейках люди, образовавшие небольшой круг возле палаток. В пятницу, 29 августа, заканчивался второй день пикета бердских перевозчиков, но вопрос с окончанием голодовки в знак протеста против потери рабочих мест так и оставался открытым…
Academ.info сообщал ранее, что 25 августа восемь перевозчиков Бердска объявили голодовку, требуя изменений условий конкурса на пассажирские перевозки.
Как рассказала Людмила, владелица двух "Газелей", в результате проведенного конкурса на маршруте №15 все предыдущие перевозчики остались без работы. Если раньше в рамках конкурса осматривали салон и оценивали техническое состояние машины, то теперь по условиям конкурса, которые, кстати, не показали участникам до его начала, появился пункт, по которому приоритет отдается перевозчику с 9-тью и более машинами. Ни у одного участников конкурса, которые раньше работали на маршруте, нет такого количества. В основном 1-2 машины. "Вот вы сами посчитайте, я хозяйка и у меня 2 водителя-сменщика. Одна машина кормит три семьи. Конкурс не прошло 30 машин, которые работали на этом маршруте, а это примерно 90 семей. Все взяли кредиты на несколько лет на новые машины. И теперь все с новыми машинами остались без работы. Нам сказали – берите новые машины иначе конкурс вы не пройдете" – сетует Людмила.
Прошел конкурс только по одному маршруту, всего их 12. В конкурсе победил Владимир Москвин. По информации Людмилы, у г-на Москвина около 200 машин. Не трудно понять, что при тех же условиях конкурса без работы останутся большинство водителей маршрутов Бердска. Как выяснилось из разговора, курировала разработку правил конкурса Надежда Каичева, заместитель мэра г. Бердска по вопросам экономического развития, которая является супругой Москвина. По словам пикетирующих перевозчиков, условия конкурса не были соответствующем образом утверждены, а некоторые его пункты прямо приводят к монополии единственного перевозчика – Москвина.
Пикетчики отметили, что у Москвина, работает много водителей из дружественных республик, которые в большинстве своем не обладают должным опытом работы и им сложно работать в более плотном транспортном потоке, поэтому они чаще создают аварийные ситуации. "Вот, например, как раз в пятницу одна из его "Газелей" въехала в каток", – сказала женщина, сидевшая среди пикетчиков.
Но даже в такой ситуации, когда непонятно с каких денег отдавать полученные кредиты на машины люди умеют шутить: "Вот мы даже на общем собрании решили давайте в знак протеста сожжем машины, машина у Людмилы новая, специально замененная для конкурса, еще не ездившая, давайте ее сожгем? Но Людмила протестует". Смеются.
Еще когда я только уточнял место проведения пикета, в маршрутке, добираясь в Бердск, мне сразу сказали где найти пикетчиков. Юлия, жительница города Бердска, гулявшая по площади с ребенком прокомментировала ситуацию: "Я за то, чтобы водители и дальше работали на своих местах".
Эта ситуация вызвала резонанс среди жителей Бердска. Пикетирующие перевозчики показали листы с подписями жителей в их поддержку: только на площади они собрали более 300 подписей, всего же "подписантов" около 1000.
Борьба после голода
На выходных пикет был свернут, но сегодня, 1 сентября, пройдет встреча с мэром города г-ном Терепой, 5 сентября, в пятницу, их вопрос будет рассматриваться в арбитражном суде, а в следующий понедельник, 8 сентября, бердские перевозчики встретятся с районными властями.
Кроме того, сегодня в редакцию Academ.info поступило письмо-обращение к жителям Бердска от организации, называющей себя "Комитетом по защите прав пассажиров и пешеходов". В письме содержится просьба о том, чтобы жители Бердска поддержали пикетчиков, и утверждается, что, якобы, рынок пассажирских перевозок Новосибирска монополизирован давно, а теперь "та же команда пытается свой опыт по рейдерскому захвату рынка распространить и на территорию города Бердска".
"Два года назад новосибирские чиновники с такими же "родственными" бизнесменами под тем же самым предлогом организовали конкурсы на "своих" условиях, результатом которых стал передел рынка и его монополизация. Для нас, пассажиров города, это обернулось колоссальным повышением цен на билеты. За сомнительные действия чиновников и повышающиеся издержки, как правило, в пользу конкретных структур, расплачивается в конечном итоге потребитель. В данном случае на монополизированном рынке Новосибирска держаться самые высокие тарифы на пассажироперевозки в Сибири. В Кемерово тариф – 13 рублей, в Красноярске – 11, в Томске и того ниже.
Сегодня та же команда пытается свой опыт по рейдерскому захвату рынка распространить и на территорию города Бердска. Схема реализуется та же, только поменялись фамилии действующих лиц. Если вы позволите родственным бердским чиновникам уничтожить малый бизнес и конкуренцию, то вас ждёт такое же, как и в Новосибирске, в конечном счёте, повышение тарифов. При этом, как показывает опыт Новосибирска, в том числе наши соц.опросы, никакого улучшения транспортного обслуживания, особенно в вечерние часы, не происходит.
В частности, абсолютно очевидно, что необходимо менять областное законодательсво в части пассажирских перевозок, а также привлекать правоохранительные органы и Антимонопольную службу для анализа постановлений и законодательных актов в муниципальных образованиях на предмет коррупциогенности", – говорится в обращении.