«Идея лекториев родилась из музыкальных концертов нашего города, на которых Эльвира Полонская рассказывала об исполняемых произведениях. И уже три года мы проводим лекции-концерты, где повествование о жизни и судьбе композиторов переплетено с выступлениями новосибирских музыкантов», – говорит Наталья Кочергина, организатор музыкальных встреч.
Новосибирские любители классической музыки уже познакомились с творческой биографией Грига, Рахманинова, Баха и Глинки. В этом концертном сезоне всех желающих ждут Чайковский, Моцарт, Скрябин и Гаврилин.
Зал музея рассчитан на 150 человек, и на первом лектории «Поэт фортепиано» не было свободных мест, пришлось даже приносить дополнительные стулья. Среди зрителей в основном представители старшего поколения, кто-то привел с собой внуков. О Шопене рассказывала постоянная ведущая лекций-концертов и известный новосибирский музыкант Эльвира Полонская. Это было не сухое академическое изложение фактов, скорее, путешествие по следам композитора и пианиста.
На проекторе показывали фотографии и портреты самого героя встречи, его родных и друзей, а также мест, где он жил, учился и просто бывал. Вот дом, пруд и озеро в Желязовой Воле, где прошло детство «маленького польского Моцарта», вот здесь он жил в Париже, вот пример салона, где Шопен выступал, вот портрет его возлюбленной – писательницы Жорж Санд, а здесь они изображены вместе, тут он похоронен в Париже, а в этом польском костеле в капсуле хранится сердце композитора.
И кажется, будто перед тобой пролистывают альбом с фотографиями какого-то близкого человека, потому что чувствуется неподдельная заинтересованность в его судьбе: «Непонятно, как они сошлись: хрупкий, тонкий, капризный Шопен и Санд, которую называли мужчиной в юбке». И удивляет знание показательных мелочей: «Шопен весил 48 килограмм при росте 176 сантиметров – поэтому он чаще выступал в камерных помещениях, а не в больших залах, ведь это требует огромной энергии». Кроме фотографий, в лекторий были включены отрывки из польского фильма 2002 года «Шопен. Желание любви».
Музыкант Анатолий Полонский, студенты второго курса Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки и сама Эльвира Полонская играли произведения композитора на фортепьяно, а несколько песен, написанных Шопеном на стихи польских поэтов, прозвучали в исполнении Ольги Колобовой, солистки Новосибирского театра оперы и балета.
Когда узнаешь, какие события лежат в основе написания того или иного произведения, оно становится ближе и понятнее. Из отвлеченного творения классика оно превращается в отражение интимного переживания конкретного человека. И музыке начинаешь сопереживать так же, как персонажам книг и героям фильмов. Усиливает эмоциональное воздействие энергетика исполнителей: движения корпуса, кивки головой, мимика, и особенно краснеющие щеки. Но не все следят за происходящим на сцене – многие погружаются в себя, закрывают глаза или даже прикрывают их рукой.
«Чтобы слушать такую музыку, надо думать, надо уметь ее слушать. Произведения пишутся годами, и в нее композиторы вкладывают огромный смысл. Ее, как попсу, не поймешь за один раз – надо ее прослушивать снова и снова, так же как перечитывают хорошие книги. Поэтому очень мало молодежи такое слушает. К тому же, это немодно», – так считает Артур Филимонюк, студент второго курса нашей консерватории.
Фото автора
Татьяна Настина