Мировая премьера фильма состоялась 23 ноября прошлого года на Римском кинофестивале. Картина с Леонидом Ярмольником в главной роли была показана вне конкурса, а режиссер Герман за вклад в киноискусство был посмертно удостоен премии «Золотая Капитолийская волчица». В отечественный прокат фильм выходит завтра, 27 февраля. Новосибирск стал пятым городом после Москвы, Петербурга, Челябинска и Екатеринбурга, где уже состоялись презентации картины. После показа вдова Алексея Германа, главный редактор «Ленфильма», сценарист Светлана Кармалита ответила на многочисленные вопросы публики.
Повесть Стругацких была написана более полувека назад, в 1963 году. Пять лет спустя был готов первый вариант сценария к фильму, написанный братьями в соавторстве с Германом. Но вплотную съемками режиссер занялся только в 1989 году.
О германовской тщательности в работе давно сложены легенды. «Леша утвердил рисунки декораций, постройку павильона, костюмы, мебель, посуду, оружие. Отрепетировал сцену со всеми героями. Вроде бы все готово. Но слово "камера!" Леша не произносит – день, другой, третий, четвертый! При этом из всей съемочной группы нервы сдавали только у меня. Как только я не уговаривала мужа начать съемки – все было бесполезно! Меня все успокаивали: "Отстань от Германа, он пока не знает, что делать, надо подождать". И на вопросы коллег и журналистов о том, что же творилось в голове вашего мужа, я всегда отвечала одно и то же: "Я не знаю!". Способ мышления режиссера Германа, его фантазии – все это для меня было совершенно непостижимым…» – рассказывает Кармалита.
Известно, что Герман несколько раз менял название своей последней картины. «Трудно быть богом» он сперва исправил на «Что сказал табачник?», затем долгое время фильм в рабочем порядке назывался «История Арканарской резни». «Ярмольник настаивал на возвращении первоначального варианта названия. И когда Герман объявил, что картина будет называться "Трудно быть богом", на съемочной площадке был настоящий праздник! – вспоминает Кармалита. – Борис Стругацкий, на несколько лет переживший своего брата Аркадия, не видел ни кадра отснятого материала. Он полностью доверял Леше и говорил ему: ты режиссер, делай что хочешь!».
Пять лет назад съемки фильма были полностью завершены, оставалось свести в одно целое смонтированные Германом фрагменты картины. Эту работу выполнили вдова режиссера и его сын. Алексей Герман-младший известен российскому зрителю по таким фильмам, как «Garpastum» и «Бумажный солдат».
Предваряя показ трехчасовой не цветной эпопеи «Трудно быть богом», Светлана Кармалита попросила публику набраться терпения. «По замыслу Германа, без тягучего показа образа жизни главного героя, дона Руматы, картина была бы несовершенной! Наш фильм упрекают в том, что в нем много грязи. Но ведь события происходят в десятом веке, когда ни мостовых, ни тротуаров не было. Запомнилась и еще зрительская реплика: "От экрана воняет!". А вот Герман всегда говорил, что кино должно передавать запахи. Вспомните начало картины "Мой друг Иван Лапшин": мужское застолье, за окном пурга и вдруг звучит фраза: "Томаты-ароматы…". Она не случайная, она важная. Эта фраза – летняя, она возвращает нас в прошлое персонажей картины».
Тираж фильма «Трудно быть богом» не очень большой. Но Светлана Кармалита рассчитывает на долгий зрительский успех, приводя в качестве примера предыдущий германовский фильм 1998 года, «Хрусталев, машину!», до сих пор идущий в прокате за границей.
Медийных лиц в фильме немного. Кроме Ярмольника, сыгравшего дона Румату, в картине снялся питерский артист Юрий Цурило, известный по фильмам «Хрусталев, машину!», «Поп», «Казус Кукоцкого», «Овсянки», «Обитаемый остров», «Гибель империи» и другим. В эпизодической роли задействован наш земляк, актер театра «Глобус», заслуженный артист России Евгений Важенин.
По словам Кармалиты, у режиссера Германа остались нереализованными две идеи: «После бала» Льва Толстого и чеховская «Палата № 6», соединенная со «Скрипкой Ротшильда». Всевышний распорядился так, что больше фильмов Алексея Юрьевича Германа мы не увидим. Нам никогда не узнать, трудным ли было это решение. Напоследок вдова режиссера улыбнулась публике: «На любимый вопрос журналистов, трудно ли быть богом, я всегда отвечаю: невозможно!».
Олег Брюховецкий
Фото из открытых источников