Сатисфакция – это исполнение долга, оправдание совершенного проступка в форме поединка, дуэли. Главный герой фильма крупный бизнесмен Александр после напряженного рабочего дня едет со своим помощником и другом Дмитрием в ресторан. К удивлению последнего, в заведении нет ни сервированного стола, ни посетителей. Вместо этого – невероятное количество алкоголя разной степени крепости и видеокамера с запасом чистых кассет. Когда дверь запирается изнутри, у двух мужчин на выяснение отношений остается целая ночь. Герой Гришковца требует полной сатисфакции за тайные встречи Дмитрия с его женой.
Главную сцену фильма – ночное отпущение грехов снимали 16 ночей. Первоначальный хронометраж фильма – три часа, но в процессе режиссерской редактуры «Сатисфакция» уложилась в 90 минут. Съемки «Сатисфакции» закончились в августе 2009, но до проката она добралась лишь в 2011 году. Официальная дата кинорелиза – 20 января.
— Картина сибирской жизни – что это в вашем понимании?
— В фильме вполне внятно присутствует город Иркутск, озеро Байкал. И два человека очень сильно пьют. Ну как это не сибирская картина? Я здесь родился и вырос.
— Какие отношения у Вас сложились с вашим героем? В одном интервью Вы сказали, что очень хорошо его знаете, но совсем не любите. Почему?
— Мой герой – человек моего возраста. У меня есть такие знакомые и друзья, одногруппники, одноклассники. Мои сверстники. Это люди, обладающие большими капиталами, серьезной властью. Это мое поколение довело страну до того состояния, в котором мы сейчас живем. За это я свое поколение не люблю. У меня к нему много претензий. Мне было интересно играть героя, который мне самому не очень симпатичен. Но это герой переживающий и страдающий, сильный человек, который идет на большое количество компромиссов. То, что он говорит, совпадает с тем, что я думаю. Но то, что он делает, – нет. Его действия мне не нравятся, но говорит он то, что мне очень близко.
— Не получалось раздвоения?
— Это цельный персонаж. И мне было приятно играть сибиряка. Я лучше знаю сибиряков, чем южан и уж тем более москвичей. Такая история не могла случиться в Москве. Она могла случиться в Новосибирске, Томске, Иркутске. Все-таки пока сила переживаний, острота ощущений в наших городах не притупилась. И попытки совершить пусть даже нелепый благородный поступок здесь еще остались, чего в Москве практически нет.
— Как создавался ваш образ, как Вы над ним работали и из чего он состоял?
— Сначала мы прорабатывали сценарий, а потом я просто надел костюм Brioni и все само собой получилось. Я никогда не носил таких дорогих костюмов. Я к нему привык и сразу понял, что персонаж получится. У нас актеры не умеют носить пиджаки – они выглядят нелепо. Я умею носить пиджак, но я и не актер, я человек иного образа жизни. Я умею носить дорогую одежду. Костюм требует пластики. Это же нелепо выглядит, когда наши артисты надевают смокинги, фраки, и ходят в них, как клоуны. Мало кто умеет носить смокинг в России. В этом костюме, этим героем нужно было пожить. А отсюда вытекает все остальное – и интонация, и жесты, и взгляд.
Очень сложно было выбрать актера на вторую роль – 35-летнего небедного крепкого менеджера, получившего высшее образование в Лондоне. Практически все поколение российских актеров в возрасте 30-35 лет – это люди с милицейским или криминальным имиджем. И если они скажут вам с экрана, что учились в Лондоне, это будет выглядеть нелепо. Нужно было уметь правильно носить рубашку, пиджак, туфли – чтобы все было безупречно.
— Это фильм для богатых и про богатых?
— Если герой богатый человек – это не значит, что фильм адресован таким людям. Нужно быть безумцем, чтобы снимать фильм для богатых. У нас богатые, как известно, ничего не платят. В Москве есть кинотеатр для богатых – «Стрела». Знаете, сколько там стоит билет? 1800 рублей на обычный, дневной сеанс. Я однажды решил туда сходить, чтобы посмотреть на публику. Ну, вот и сидели мы вдвоем – богатые, в пустом зале.
Мое поколение не могло быть изначально богатыми людьми. Это люди, которые ходили в со мной в один детский садик, школу, учились в одних и тех же университетах. А потом с ними что-то случилось. И случилось с ними что-то, что мне не нравится. Зарабатывая свои деньги в 90-е годы, они упустили огромное количество знаний и навыков. Уметь любить, воспитывать детей, дружить. Очень многое они упустили, эти люди. И каждый из них страшно одинок. Не знаю, плачут они или нет.
— Где снимался фильм и какой у него бюджет?
— «Сатисфакция – это очень честная работа. Фильм снимался в Иркутске, у нас получилась очень сибирская картинка, хотя основное действие происходит в помещении, а не на улице. Это не дешевая работа. Бюджет фильма составил около миллиона долларов. Бюджет «Сатисфакции» – это 15 секунд от фильма «Аватар». Известных актеров в этом фильме двое – Денис Бургазлиев и я. Также в «Сатисфакции» снялся один новосибирский актер – он сыграл маленькую роль официанта.
— Вы наш земляк, но сейчас живете в Калининграде, и, кроме этого, много путешествуете по миру. Что Вы сегодня можете назвать своим домом?
— Калининград – город, где родились двое моих детей. Я до сих пор не могу привыкнуть, что сейчас там дождь и +3. Зеленая трава, осенью яблоки падают с деревьев за окном, зимой можно ходить в шляпе – это чудо. Я гораздо больше удовольствия получаю от жизни Калининграде, чем его коренные жители. Для меня всегда этот город всегда будет чудом. Дом там, где твои стены, там, где ждут. Где дети и семья.
Кристина Фарберова