Не будем спорить, господа присяжные заседатели, произведения Ильфа и Петрова – классика. А посему публика, знающая и «12 стульев», и «Золотого теленка» едва ли не наизусть, приходит в театр с горячим желанием смотреть не что, а как. Интерпретация второй серии приключений Остапа Бендера и компании от режиссера Тимура Насирова – яркое, изобретательное действо в жанре фарс-фантазия. Тут вам и отрывки из писем и записных книжек Ильфа и Петрова, и рояль вместо хрестоматийной автомашины «Антилопы Гну», и дефиле обворожительных барышень в вечерних платьях и противогазах…
Не менее выразителен и начальный эпизод спектакля, когда парад новоявленных «детей лейтенанта Шмидта» сопровождается воссозданными мини-восстаниями матросов. Как тут не поделиться украденными деньгами с сыном героя революции! Встреча «братьев Шмидт», Остапа и Шуры Балаганова, построена на еще одном этюде – «детские забавы». А вот уже от актерского триумфа к катастрофе разоблачения стремительно шагает Паниковский – в блистательном исполнении Александра Сидорова. Мелодика речи этого артиста является полноценным музыкальным лейтмотивом спектакля, насыщенного дивертисментами утесовского оркестра.
Звучащих нот в «Теленке», пожалуй, даже с избытком. Артисты «Старого дома» своими вокализами словно вступают в диалог с Новосибирским театром музыкальной комедии, где не так давно поставили «12 стульев». Рэп Козлевича, ария Паниковского, заклинающего на все лады «Гони миллиончик» под живой «драм-оркестр» - вот они, на блюдечке с голубой каемочкой, примеры ансамблевого актерского куража и профессиональной работы музруководителя Станислава Пастухова.
Так ведь, я вам скажу, «Старый дом» превзошел своих коллег-опереточников еще и числом! Если в другой недавней премьере НТМК, «Сирано де Бержерак», на сцене поют, фехтуют и пляшут сразу три поэта-забияки, то в «Золотом теленке» – Остапов сразу четверо. Свою актерскую лепту в образ Бендера, эту роль-мечту, внесли Андрей Сенько, Виталий Саянок, Евгений Петроченко и Василий Байтенгер. Первую скрипку в этом квартете уверенно играет Сенько, остальные исполнители являют свою актерскую технику в других ролях: в этом спектакле театральный принцип «все играют всех, успевай переодеваться» возведен в абсолют. Здесь даже Корейко и Остап разыгрывают сцену из «Моцарта и Сальери» – угадайте с двух раз, ху здесь из ху!
Сумасшедший дом, скажете вы? И вновь угадаете! Эпизод в лечебнице для умалишенных взят из романа и превращен режиссером в калейдоскоп событий поистине на грани сумасшествия. Троица псевдопсихов в исполнении заслуженных артистов России Сергея Безродных и Леонида Иванова и «примкнувшего к ним» Василия Байтенгера веселит публику сродни комическому трио из фильмов Гайдая.
Постановочных аллюзий в спектакле немало, и все они разгадываются без труда. Вот Бендер командует парадом как в знаменитой сцене с картошкой из «Чапаева», вот поверженный Корейко словно позирует для сцены распятия, а вот и ад женского царства в машбюро, напоминающий интродукцию к «Служебному роману» - где самые сочные актерские краски удалось найти Анастасии Паниной, Яне Балутиной, Ларисе Чернобаевой и Эльвире Главатских.
Любопытно, что в этом спектакле нет прямых отсылок в сегодняшний день. Разве что белый шарфик, передаваемый Остапами друг другу, натолкнул вдруг на мысль о помпезной эстафете олимпийского огня по осенней России – прибывающей, кстати, на днях в Новосибирск.
Режиссер Насиров – мастер сценической метафоры. Как вам такая находка – гибкость и изворотливость Корейко явлена публике еще и на физическом плане! Причем пластика Сергея Дроздова стала несомненным украшением спектакля. Объем роли подпольного миллионера, противостоящего сразу четырем Бендерам и его трем компаньонам, без устали таскающим за Остапом рояль, создают и не менее выразительные зоны молчания артиста. Корейко - пожалуй, самая большая актерская удача Сергея Дроздова со времен дебюта в Новосибирске в главной роли в «Калеке с острова Инишмаан».
В «Золотом теленке» сыграл одну из своих первых ролей в «Старом доме» Тимофей Мамлин. Прекрасно помню дебют молодого артиста, примерившего на себя Сильву в спектакле томского театра «Версия» «Старший сын» осенью 2007 года. Сегодня Тимофей выходит на подмостки в роли Шуры Балаганова. Бьюсь об заклад, стоит к фактуре простака добавить харизмы комика – и в игре Мамлина зазвучит-таки гимн прохиндеев всех времен «Без денег жить нельзя на свете, нет»! Да и можно ли ожидать другого результата от актера, приехавшего к нам с родины легендарной команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта»?
Самый пронзительный эпизод спектакля – смерть Паниковского. Показывая мастер-класс по похищению гуся, «старый больной человек» с легкостью превращается сначала в тореадора, а затем вдруг в звенящей тишине – в огромную статную птицу. Небо Паниковского – за кулисами, но отчего-то хочется задрать голову вверх: а вдруг где-то под софитами вновь достал свое банджо артист Александр Сидоров, чтобы попрощаться с нами в этом спектакле юморными, зажигательными куплетами?
Россия, отчаянно прожигающая жизнь – предъявлена нам воочию в стародомовском «Золотом теленке». Постарались и художники по костюмам Мария Рыкова и Юлия Горнова, и режиссер по пластике Василий Лукьяненко. На сцене аферисты всех мастей – карманники, мошенники, растратчики, нечистые на руку бухгалтеры, врачи-рвачи и так далее, и тому подобное. Всем им бросает вызов поэт в душе Остап Бендер – и остается в гордом одиночестве. Героев не бывает много, а простое человеческое желание иметь всего-навсего синицу в руке оборачивается фарсом: Шура Балаганов, получив от Бендера 50 тысяч, не удерживается от банальной кражи кошелька…
Режиссер Тимур Насиров говорит: «Я хотел сделать спектакль о том, как в погоне за глупостями проходит жизнь». Это послание театр транслирует очень внятно – Корейко выкладывает-таки перед Остапом злополучный миллион, но вожделенная крупная сумма денег выглядит так неаппетитно! Смотришь и веришь: ворох дензнаков никому не приносит счастья. Финальная точка спектакля – фото артистов на фоне рояля. Поэзия, красота и гармония жизни не умирают, эта музыка будет вечной!
А теперь, дамы и господа, попрошу вашего внимания! Важный момент на тему магии цифр: «Золотой теленок» Ильфа и Петрова – в трех частях, а премьера «Старого дома» - в трех актах. Это больше трех часов сценического и буфетного времени. Как хотите, но все же хронометраж 45-90-45 это вам не приятное глазу сочетание 90-60-90 и уж тем более не Рио-де-Жанейро! Вчера стародомовским артистам заметно недоставало искрометности, но отнесем это к разряду проявлений волнения первых выходов на зрителя. И подведем итоги. «Старый дом» подготовил озорную и в то же время философскую премьеру. А вот вопрос о том, кто такие гении (на сцене и в жизни) и с чем едят злодейство, остается открытым.
Юрий Татаренко