Миша (Виталий Гудков) и Бэла (Виктория Иванькова) учатся в Новосибирском театральном институте. Парень и девушка встречаются, у них все хорошо. Ситуация меняется, когда в институт приходит заказ на спектакль о проблеме наркомании среди молодежи. Художественный руководитель (Елена Жданова) отправляет начинающих актеров наблюдать за жизнью настоящих наркоманов, дабы перенять их внешний вид и манеру поведения. В клубе «Воронка» Миша встречает Ольстера (Анна Гизитдинова), наркозависимую девушку, влюбляется в нее и бросает Бэлу. Далее история известная: придя в наркопритон, чтобы взять Ольстеру очередную дозу, Миша укололся и сам. Дальше больше: пытаясь вместе с приятелями-наркоманами (Лаврентий Сорокин и Никита Сарычев) украсть деньги на наркотики у отца, Миша взрывает всех ручной гранатой.
Заказ на «Заказ» в НГТИ пришел из Министерства культуры Новосибирской области. Случилось это еще в 2010 году в рамках программы по борьбе с наркотиками. За лето съемочной группе удалось отснять весь материал. Однако на этом деньги закончились, и на доведение картины до зрителя не осталось ничего. Процесс заморозили почти на два года. В 2012 году Министерство культуры выделило еще один грант, на этот раз на постпродакшн. Кроме этого, у фильма появился продюсер – Анастасия Журавлева. Тогда начались досъемки отдельных эпизодов картины, монтаж, цветокоррекция и работа со звуком.
Суммарный бюджет фильма составил 2 млн рублей. По словам режиссера фильма Павла Южакова, для кино этого очень мало. Павел утверждает, что деньги уходили только на то, без чего нельзя обойтись, актеры снимались бесплатно: «В Москве и Санкт-Петербурге никто даже и думать бы не стал в ту сторону, если бы им изначально предложили те деньги, которые предложили нам. Мы – альтруисты и понадеялись, что выплывем. У меня был выбор: или снимать кино, или не снимать. Я сделал выбор в пользу того, чтобы снимать».
Несмотря на нехватку финансирования и ресурсов, Павел считает, что кино в России нельзя снимать только в Москве и Санкт-Петербурге. Необходимо развивать кинопроизводство и в регионах страны. «Меня вообще возмущает эта ситуация: если ты хочешь в нашей стране снимать кино, то тебе нужно обязательно уехать в Москву или Санкт-Петербург. Мои друзья уезжают в Москву не потому, что им нравится Москва, а потому, что они хотят сниматься в сериалах и зарабатывать деньги. А я хочу, чтобы они снимались здесь и зарабатывали, чтобы у меня была возможность увидеть», – негодует он. «Мы ведь не врем, что не пользовались московскими ресурсами, – дополняет его Анастасия Журавлева. – Поэтому у нас такой звук, цвет и качество картинки. Но у нас территории сейчас… Ведь так просто привозить, приезжать, пересылать. Все возможно».
О дальнейшей судьбе фильма пока ничего не известно. Анастасия Журавлева объяснила, что есть сомнения в том, чтобы выйти с фильмом «Заказ» на кинорынок. «Кино снималось достаточно давно, и сегодня бы этот фильм сняли бы и сыграли по-другому. Так производственно получилось, что он долго производился. И есть такие внутренние сомнения, стоит ли заявляться в киномире и на кинорынке с продуктом, который вызывает в том числе ностальгические чувства. Это серьезное, очень профессиональное решение, потому что если мы дальше начинаем куда-то идти, то это уже вопрос коммерческий. Кино снималось для того, чтобы разговаривать с молодыми на их языке о том, какой выбор делать. Систему показов и просмотров мы тоже можем обсуждать. Мы сегодня очень важную сделали работу – сдали фильм тем, кто в нем снимался», – говорит продюсер.
Фото автора
Маргарита Боброва