Новосибирская поэтесса и рок-музыкант Янка Дягилева трагически погибла в 1991 году. 4 сентября ей исполнилось бы 47. «Янкин день, рок-фестиваль ко дню рождения поэта» – так было решено назвать тусовку рокеров, а также поклонников рок-музыки и творчества Дягилевой, приехавших в Новосибирск из Москвы, Астаны, Барнаула, Кемерова, Томска.
Идея проведения фестиваля возникла в июне этого года, после того как городские власти отказались установить мемориальную доску на доме по улице Ядринцевской, 61, где Янка и прожила почти все свои 24 года.
«Не так давно мне довелось побывать в Череповце на фестивале «Сашин день», проводящемся на родине Александра Башлачева в память о нем. И там я понял, что и наша Янка Дягилева достойна того, чтобы люди могли услышать ее песни в исполнении современных музыкантов, – говорит организатор фестиваля Валерий Григорьев. – Считаю, что Янкин день – это не рядовое событие культурной жизни Новосибирска, фестиваль стал заметным явлением общероссийского масштаба. И мы планируем проводить его в начале сентября ежегодно».
В ходе шестичасового рок-марафона в «Прогрессе» выступили команды «Стеклянное небо», «АПП «Собачко», «Образ Цы», «Странные дни», «Школа танцев», «Этажи». Компанию им составили рок-музыканты Ольга Бугаева, Ира Рублева и Настя Артемова. Хэдлайнерами фестиваля стали три коллектива: легендарная новосибирская группа «Путти», в конце 80-х участвовавшая в концертах вместе с командой «Великие Октябри», где в роли фронт-вумен выступала Янка Дягилева; акустический состав легендарной группы «Калинов Мост» Дмитрий Ревякин и Виктор Чаплыгин; рок-гитарист Юрий Наумов, уже несколько лет сотрудничающий с музыкальными студиями США, но начинавший свою творческую деятельность будучи студентом Новосибирского мединститута.
Открывал первый Янкин день почетный член оргкомитета фестиваля Станислав Иванович Дягилев. Отец Янки признался, что никогда не понимал глубины стихов, но ценил и уважал поэтическое мироощущение дочери. «До гибели Яны я совсем не интересовался роком, а теперь стараюсь не пропускать выступления наших рок-музыкантов», – поделился он.
«Все выступления прошли на ура! – делится впечатлениями Андрей Маракасов. – Очень хорошо, что песни, написанные Янкой, прозвучали сдержанно, без выворачивающего душу наизнанку надрыва. Порадовали и аранжировки. Вообще, нельзя не отметить, что уровень музыкантов за это время заметно вырос».
Маракасов – известный фотограф, в какой-то степени летописец новосибирского рок-движения. Ровно 30 лет назад, в 1983 году, он снимал первый в нашем городе рок-фестиваль, делал портреты приезжавших к нам в далекие 80-е Майка Науменко и Виктора Цоя, Юрия Шевчука и Бориса Гребенщикова, Александра Башлачева и Петра Мамонова. В свое время он учился в НЭТИ на РТФ в одной группе с Дмитрием Ревякиным, лидером «Калинова моста». «Вместе с Димой мы жили в одной комнате в первой общаге НЭТИ, – вспоминает Андрей Маракасов. – У нас постоянно кто-то выступал – в том числе и Юрий Наумов. Янка приходила к Диме на репетиции, однажды даже здорово подправила текст ревякинской песни. А на этом фестивале я встретил целую кучу старых друзей, было приятно услышать свою студенческую кличку. В очередной раз убедился: рок – это навсегда!».
7 сентября ДК «Прогресс» принял около 600 человек, придерживающихся того же мнения. Дмитрий Ревякин признался, что не ожидал увидеть столько людей: «Думал, вообще половина зала соберется. Народ нынче куда-нибудь вытащить – целая проблема!».
В основном зрителей на рок-фест приглашали через социальные сети. Но если в том же Барнауле, по мнению Маракасова, на концерт приходят почти все из тысячи зарегистрировавшихся в группе «ВКонтакте», то у нас – не более 5 %.
«Здорово, что сегодня на концерт пришла молодежь. За мной сидели две девушки из Казахстана, так они пели все песни Янки наизусть от начала до конца! – рассказывает Маракосов. – Дягилеву знают и за границей: в Лондоне «Мэссиф Атак» поет ее на русском языке».
Увы, сегодня песни о свободе, о смысле жизни не часто звучат со сцены и на отечественном ТВ. Но повода грустить нет: поэтами прошлого века заложено в нас очень много. И вот уже 22 года мы живем – без Янки, но с Янкиными песнями.