«На сегодняшний день самовар – это, прежде всего, украшение, а не предмет быта. Очень часто люди приходят в галерею и просят подобрать самовар под интерьер, особенно часто под камин», – рассказывает Идея Ложкина, директор галереи «Столица».
В галерее такая исконно русская «радость» обойдется в сумму от 5 до 200 тыс. рублей за редкий коллекционный экземпляр, как например раритетный посеребренный самовар «Фраже» из Варшавы с ручками из слоновой кости. Искусствоведы доказывают, что оно того стоит, ведь в магазине продаются лишь электрические «копии» настоящих «без дымка и души» стоимостью от 3 тыс. рублей.
Всего в галерее можно рассмотреть около 30 разных коллекционных самоваров со всего мира, старинных 19 века и помладше из советского времени со свистящим красным петушком. «Это самая богатая коллекция в Новосибирске», – замечает Ложкина. Оказывается, самовары бывают разной формы, а не одной-единственной, знакомой и привычной. Самовар-яйцо, самовар-шар специально для подогрева вина, самовар-рюмка, дуля, репка и даже фонтан представлены на выставке, все они действующие и из них можно пить чай.
«Самовар как личность – вещь знаковая», – говорит Ложкина. Есть и награжденные медалями и распространявшиеся только по партийной линии, и даже маленькие походные со складными ручками и объемом на пол литра.
Традиция чаепития с самоваром прижилась именно в России, когда как сам самовар вовсе не из нашей страны. «В Китае самовары появились раньше, но там их используют для приготовления пищи. И по сравнению с обычной едой со сковороды или из кастрюли, из самовара она получается вкуснее», – говорит Ложкина.
По мнению искусствоведов Новосибирска, традиция дачного чаепития с самоваром вновь возрождается и становится все более популярной. Судя хотя бы по тому, что покупать их в галерее «Столица» стали чаще, причем в качестве подарка для всей семьи. Специально для тех, кто хочет обзавестись самоваром, Идея Ложкина раскрыла секрет качественного «домашнего чуда» – «главное в самоваре, чтобы он долго держал тепло, ну и крантик должен хорошо притираться».
Мария Сорокина