Студийцы, занимающиеся в старшей группе под руководством актрисы «Красного факела» Натальи Резник, подготовили свой дебютный пластический спектакль «Зорко одно лишь сердце…», созданный на основе этюдов и актерских тренингов по мотивам знаменитой повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Репетиции шли с декабря прошлого года, а премьеру сыграли 8 апреля. Для своих слабослышащих сверстников воспитанники студии играли свой спектакль всего в третий раз.
«На премьерный показ приезжал Хабенский, сделавший подробный разбор увиденного, – рассказывает Елена Шаталова, директор школы № 137. – Константин Юрьевич внес небольшие творческие поправки в авторскую работу наших ребят, и теперь спектакль можно выносить на публику. Цель работы студии – помочь своим воспитанникам стать открытыми для общения, научиться доносить до окружающих свои мысли и ощущения».
Куратор единственной за Уралом новосибирской студии Хабенского Ирина Кулябина отметила, что «спектакль старшей группы – одно из важных событий этого учебного года. Константин Хабенский разговаривает со студийцами на профессиональном театральном языке, который ребята уже освоили – благодаря своим педагогам. В заслугу всем без исключения преподавателям студии можно отнести и то, что их воспитанники вот уже второй год занимаются с огромным интересом. Это значит, что мы на верном пути».
Для ребят из коррекционной школы-интерната часовой спектакль, идущий практически без слов – настоящий подарок. В репертуарах драматических театров Новосибирска не так много спектаклей, в которых основная смысловая нагрузка делается не на вербальную, разговорную составляющую. Интересно, что слабослышащие дети из 37-й хорошо знакомы с технологией создания спектаклей без слов: педагог Вера Дорофеева ведет занятия в школьном театральном кружке, регулярно выпускающем пластические композиции с элементами пантомимы.
В спектакле студийцев «Зорко одно лишь сердце…» много внимания уделяется использованию реквизита. Так, например, звуки дождя можно обозначить шуршанием газет, а череду препятствий на пути Маленького Принца к Розе – натянутыми через всю сцену резинками. Для постижения мира персонажам спектакля служит фонарик, а этюд «Примирение» играется через фейерверк из скомканной по очереди бумаги.
В то же время некоторые сценические метафоры потребовали уточнения. «Почему все участники первой массовой сцены в капюшонах?», – поинтересовались после спектакля ребята на языке жестов, а Вера Дорофеева синхронно перевела вопрос. «Мы хотели дать понять, что до встречи с Маленьким принцем жители каждой из планет – отчужденные люди, скрывающие не только свои лица, но и сердца!» – рассказывает Наталья Резник. – Вообще наш спектакль – без определенного сюжета, он для каждого зрителя свой – таким образом, ребята, в ходе показа мы рассчитываем подключить не только ваше рациональное восприятие, но и ассоциативное мышление». «А почему на голове у главного героя вдруг появляется «тортик» из разноцветной бумаги?», – спрашивает девочка из первого ряда. «Так ведь Маленький принц решил отметить свой день рождения, а какой же праздник без тортика!», – с улыбкой отвечает Резник. Юные зрители смеются в ответ и согласно кивают головами.
Праздник общения ребят из соседних школ получился. И пусть в финале он был украшен не тортиком, а набором конфет, зато к сладостям для каждого участника спектакля прилагалась персональная роза – любимый цветок Маленького принца.
Юрий Татаренко