Предваряя просмотр этой картины, первый секретарь посольства Израиля в России Ирис Цвейг заявила, что включение «Доктора Померанца» в фестивальную программу не случайно: «Кино на такие темы, как одиночество и самоубийство – это серьезный разговор со зрителем без каких-либо скидок!». Что ж, попробуем и мы поговорить о новом фильме Асси Даяна без дежурного восхищения.
Сюжет этой полуторачасовой черной комедии не очень сложен для понимания даже не самой продвинутой публики. Пожилого психолога Померанца (его играет сам Асси Даян) уволили из городской службы экстренной психологической помощи за регулярные левые приработки. Но доктор Померанц только выиграл от этого. Чудесным образом образовалась целая очередь из желающих за большие деньги покончить с собой, прыгнув с балкона квартиры доктора, живущего на 12-м этаже. Глядя на то, как люди легко отказываются жить, доктор Померанц решает последовать их примеру. О самоубийстве в этом фильме не думает лишь психически нездоровый сын доктора (оцените тонкий юмор: сапожник без сапог), влюбившийся в племянницу старушки, решившей за три секунды полета попасть в мир иной.
Картина Асси Даяна монотонна и затянута. По всей видимости, режиссер считает гэгами сцены мастурбации и минета с участием большого ребенка – докторского сына. По прихоти Даяна, ставшего еще и сценаристом фильма, великовозрастный отпрыск психолога служит автоинспектором, который в неуемном желании продвинуться вверх по карьерной лестнице «затр...л весь район штрафами за неправильную парковку». При этом полицейский не замечает недостатка своей жизненной «парковки» в одной крохотной квартире-студии вместе с пожилым отцом, которому немедленно докладывает о каждом своем шаге, будь то акт самоудовлетворения в ванной или сеанс орального секса в машине пожилой незнакомки. Ну, а череда трупов на асфальте, сообщает нам уже мэтр израильского кино через своего «Доктора Померанца», – это не что иное, как следствие тотального обесценивания, приведшего к десакрализации смерти. С 12-го этажа можно смотреть только вниз – горькая усмешка режиссера прочитывается, вот только до оксюморона арии «Смейся, паяц!» картине Даяна как до Луны.
Представитель израильского посольства Ирис Цвейг прокомментировала фильм-открытие кинофестиваля следующим образом: «Мы предлагаем публике редкий жанр – черную комедию. Картина Асси Даяна спорная, но мы гордимся тем, что в нашей стране нет цензуры!».
Не уверен, будут ли новосибирцы гордиться знакомством с новым израильским фильмом, смакующим, видимо, последнюю степень человеческой деградации – превращение врача-психолога, призванного помогать людям в минуты отчаяния, в алчного «доктора самоубийственных наук». Смеяться над убогими в России считалось зазорным всегда, в том числе и в нынешнюю «эпоху торжествующего капитализма».
Фото из открытых источников
Олег Брюховецкий