К новому сезону каждый театр приготовил свои «изюминки»: «Глобус» решил удивить итальянскими гастролями, в «Красный Факел» перешла известная новосибирская актриса Светлана Галкина, в Оперном нашли замену Теодору Курентзису (имя нового главного дирижера держится в секрете до октября), театр Музкомедии обещает традиции и эксперименты одновременно, в театре Афанасьева будет сезон молодой режиссуры, а «Первый театр» готовит 13 сентября пьесу с говорящим названием «Самоубийцы». В чем соглашаются руководители семи ведущих сцен, так это в том, что даже если стремиться к классике, ставить все равно только то, что интересно современному зрителю. Последний, как отметили директора театров, в Новосибирске очень интеллектуален и требователен.
«Новосибирск – первый театральный город после Москвы и Питера, которые можно даже не считать – там своя политика, – говорит директор Оперного театра Борис Мездрич. – Хорошо бы удержать цифру 790 тысяч человек, посетивших спектакли за год и даже повысить ее. К сожалению, никто в Новосибирске не занимался аналитической работой о публике: на какие она ходит спектакли и концерты, почему. У нас в Оперном с постоянными зрителями-театралами ведется индивидуальная работа, их имена заносятся в картотеку. Также хотелось бы узнать и о выпускниках новосибирской театральной школы за двадцать лет, стали ли они звездами».
Эксперты подтвердили, что звезд действительно среди новосибирских артистов много: кто-то уехал в Москву, кто-то остался здесь. «Вы должны понимать, что звезда – это понятие медийное, в Новосибирске этого не добьешься – хоть зазвездись, а звездой не станешь», – парирует Сергей Афанасьев, художественный руководитель Городского драматического театра.
Александр Кулябин, директор театра «Красный факел», отметил, что в Новосибирске театральная жизнь даже интереснее столичной: премьеры действительно стоящие, а цена демократичная. Леонид Кипнис, директор Театра музыкальной комедии, ответил, что цена будет повышаться, потому что «все со временем дорожает», но тут же прибавил, что главное – не ударить по материальному состоянию зрителю. А Борис Мездрич отметил, что для театра всегда «художественное должно опережать деньги».
Грустно только отмечать, что художественное опережает материальное в вопросах строительства зданий театра музкомедии и филармонии. Для первого вопрос стоит уже не одно десятилетие, а филармонии трудно планировать концерты (и это в юбилейный год), потому что новое здание обещают сделать «поперек сезона» – с июня по декабрь. Парадоксально и то, что в «самом театральном городе среди регионов» не так много самих театров, поэтому билеты часто в дефиците. Да и расположены «большие сцены» исключительно в центре города.
Мария Фугенфирова