Йоб Рохевен прибыл в Новосибирск на открытие показа лучших конкурсных фильмов Амстердамского анимационного фестиваля KLIK в кинотеатре «Победа».
Перед началом показа он провел часовой мастер-класс для всех желающих. Анимационная студия Job, Joris & Marieke не очень известна в России, так как это небольшая компания, но в Голландии она популярна, ее ролики набирают до 15 млн просмотров. Студия работает с рекламными агентствами, телеканалами, звукозаписывающими лейблами.
В числе собственных творческих проектов Йоба «Счастливый турист» – мультфильм, для которого 11 известных голландских певцов исполнили песни собственного сочинения. В общем, Йоб Рохевен успешен и известен на родине в сфере анимации. Однако к этому занятию он пришел не сразу.
Анимация – свобода делать всех такими, как ты хочешь
«Йорис, Марика и я – мы все обучались дизайну, но решили, что делать фильмы интереснее, чем стулья. Сначала мы снимали людей и улицы, но быстро поняли, что все выглядит не так, как нам хотелось бы, поэтому решили делать анимационные фильмы, где мы сами определяем внешний вид каждой части детали», – начал свой рассказ Йоб.
Именно создание уникальных персонажей аниматоры сделали своей «изюминкой»: герой каждой их серии обязательно обладает особым талантом. Среди персонажей студии Job, Joris & Marieke человечки-конфетти, которые рассыпают за собой всюду праздничную мишуру, и птички-несчастливки. Но самые известные в Голландии – «Кувыркашки». Это многосерийный фильм для детей младшего возраста, персонажи которого обладают даром собираться и разбираться на детальки.
«Изначально мы задумывали этот проект как кукольный мультфильм. Сделали несколько комплектов персонажей из пластика и снимали по принципу: снял, остановил, передвинул, снял, остановил и так далее. Так мы сделали одному серию. Но оказалось очень дорого. Кризис грянул. Денег не было, и я сделал их в 3D», – объясняет Йоб.
3D – быстро, дешево, но порой скучно
«Я использую Adobe Illustrator, Photoshop для графики, After Effects для 2D, для 3D – Cinema 4D. Многие работают в Maya, но для меня Cinema 4D легче в использовании. Там больше возможностей для дизайнера, идущего за своей интуицией», – считает Йоб.
Аниматор уверен, что, хотя модная технология 3D и предоставляет широкие возможности, существенно экономит время и деньги студии, ограничиваться ей не стоит. Использование разных технологий: стоп-моушн, прорисовки, пластилиновых мультфильмов – позволяет экспериментировать. И пусть не всякий зритель отличит кукольный ролик от хорошего 3D, разнообразие технологий не должно быть забыто.
Темп: 10 секунд в день
Работа над 5-минутным роликом занимает у Йоба и двух его коллег до 6 недель. В среднем они делают 10 секунд анимации в день. Хотя в портфолио студии несколько известных музыкальных клипов, Йоб не считает это направление деятельности перспективным. По его словам, в музыкальной индустрии Голландии не крутятся большие деньги, поэтому анимация для клипов – зачастую работа для души, ведь затраченные время и силы не сопоставимы с гонораром.
Несмотря на то, что, работая втроем, Йоб, Йорис и Марика могут сделать не так много, они предпочитают оставаться маленькой студией.
«Если расширяться и брать людей, то всех их надо обеспечивать работой. Придется брать проекты, которые нам не нравятся, а мы этого не хотим, мы ценим свободу», – объясняет Йоб.
В завершение встречи Йоб показал новосибирским аниматорам мультфильм о русских, который он сделал более 10 лет назад. И тут всем окончательно стало понятно, что этот вечер они провели с действительно творческим и интересным человеком: в 3-минутном ролике уместились гоголевские персонажи, знаменитый лик Льва Толстого, мрачный Петербург Достоевского, и даже матрешки пришлись к месту.
Марина Рычажкова