Зал «Кронверк-Синема» (ТЦ «Аура») на один день превратился в фантастический лес со сказочными персонажами: Бабой Ягой, Кикиморой и прочими. Встречу посетил Сергей Безруков, чье появление вызвало небывалый ажиотаж в Новосибирске. Как только толпа поклонников наконец-то утихомирилась, Сергей начал рассказ о «Самой реальной сказке». Как говорит автор, сценарий он придумал за один вечер. Сюжет на первый взгляд незатейлив: сказочные персонажи по воле Кощея (Леонид Ярмольник) переместились в реальный мир, потеряв практически все волшебные свойства и, главное, веру в чудо и собственные силы.
В современном мире никто не помнит о том, как убить Кощея-олигарха, поскольку он и его богатырская охрана в лице Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича уничтожили эти страницы во всех русских сказках. Остается всего одна потрепанная книжка с полной версией сказки о Иване-дураке (Сергей Безруков) и Василисе Премудрой (Ирина Безрукова), которую находит маленькая девочка Олеся (Анастасия Добрынина). Этим она обрекает себя на верную смерть, потому что Кощей превращает ее в розу-однолетку. Только ее брат Саша (Максим Шибаев) по-настоящему верит в чудо, чем постепенно «заражает» и опустивших руки сказочных героев, которые наконец-то вернулись из современных образов Ивана-десантника, Василисы-учительницы и Лешего-бездомного в свое настоящее Я.
«Через фильм проходит образ русского дурачка, который верит в чудо – то, что у нас постепенно «отбывает», – говорит Сергей Безруков. – Это своеобразное возвращение к шварцевским сказкам, где есть над чем подумать. Например, о том, почему русские герои становятся нам не нужны, почему у детей другие герои: хоббиты, трансформеры, покемоны. Настолько приучили к американскому, что наше воспринимать уже не хочется, а надо, чтобы верили. Я бьюсь, как Иван-дурак, доказывая, что мы, то есть российское доброе кино, еще живы…».
«В конце происходит эффектная битва со злом, которую снимали в Праге – без спецэффектов все равно никуда. Дети сейчас отравлены спецэффектами, без них возникает момент недосказанности, – продолжает автор. – Но мы не делали чисто развлекательное кино – это семейный фильм, где много драматических моментов, над которыми, как в старом советском кино, можно попереживать и поплакать. Вот чего хотелось в сказке. За неимением таковой пришлось придумать сценарий, срежиссировать, продюсировать, потратить много денег. Отечественная сказка – это неформат. Надо помочь заинтересоваться нашим кино. Ради этого я тратил свои деньги, влез в долги. Не хватало денег на съемки финала, который можно было делать только на студии в Праге. Бывали моменты, когда я собирался закладывать свое имущество, но инвесторы, к счастью, узнав о ситуации, сами предложили деньги на завершение картины».
Фильм столь же увлекателен, сколько и рассказ Безрукова о долговых кошмарах и необходимости верить в чудеса. Авторы пошли на компромисс и сделали удачный коктейль из лучших русских сказочных традиций и голливудских спецэффектов, качественного звука и замысловатой операторской работой. В фильме собраны не только герои сказок, но и представители разных классов: всемогущий олигарх Кощей, бывший десантник Иван-Дурак, неудачник по жизни, скромная учительница Василиса, бомж Леший. Правда, в исполнении Леонида Ярмольника Кощей не выглядит таким уж негодяем, скорее как в диалоге из фильма: «Ну ты все-таки сволочь! – Не без этого». Здесь Безрукова как автора-сценариста некоторые подозревают и в политических аллюзиях.
Выбивают из зрителя слезу в основном душевные метания Ивана-Дурака и Василисы Премудрой, отлично сыгранные как всегда легко меняющимся Сергеем Безруковым и его интеллигентной женой Ириной. Главные драматические моменты: превращение Олеси в розу, хмурый старший брат, который верит, что спасет сестренку из лап бессмертного олигарха-чудища, смерть и возрождение в конце фильма – как буквально, так и метафорически – опустивших руки людей в сказочных настоящих персонажей…Все это сделано с изрядной долей хорошего пафоса, присущего, повторюсь и русским сказкам, и голливудским блокбастерам.
«Самая реальная сказка», наверное, один из немногих российских фильмов XXI века, который хочется досмотреть до конца, есть в нем что-то щемящее русское, родное, от музыки до лиц актеров, которые сами, похоже, очень соскучились по доброй незамысловатой истории. Смущает только один момент – на какую же аудиторию рассчитана сказка, перегруженная в конце спецэффектами, слезами и кровью? Если фильм для семейного просмотра, то родителям не стоит показывать реальную сказку на ночь, а то вдруг страшный олигарх приснится? Хотя, может быть, прав Безруков, когда говорит, что современные дети – другие, и их ничем не запугать.
Фото 1 автора, остальные – с сайта kinopoisk.ru
«Такого крутого Кoщея Бессмертного вы точно не видели», – пообещал актер, а теперь еще и режиссер и продюсер фильма «Самая реальная сказка» Сергей Безруков. 4 ноября он лично посетил новосибирскую премьеру сказочной истории на новый лад, чтобы рассказать о чуде, в которое сегодня трудно поверить, об отравлении спецэффектами и о том, как влез в долги ради доброго российского фильма.