Родившийся в 1927 году Арно Фишер прошел долгий творческий путь – одной из первых его работ стала фотография налета на Берлин во время войны. В последние годы жизни Фишер, который скончался год назад, снимал на «Полароид» детали своего старого сада в бранденбургском городке Гранзе. Множество историй, связанных со снимками Арно Фишера, рассказал на открытии выставки его коллега и ученик Андреас Рост.
Выставка в новосибирском центре изобразительных искусств делится на несколько частей: ранние работы фотографа, показывающие жизнь Берлина до возведения стены, портреты, снимки, сделанные в Нью-Йорке, фото для модного журнала и заключительная часть – сад, в котором Фишер провел последние годы своей жизни. Также среди экспонатов выставки есть и снимки советских Москвы и Ленинграда, в которых фотограф, который очень много путешествовал, тоже успел побывать.
«Не нужно влиять на вещи, нужно позволять им случаться», – таким, по словам Андреаса Роста, был творческий девиз Арно Фишера. Он считал, что композицию для фото строить не нужно, потому что мир сам по себе – уже композиция. Его фото, сделанные в Берлине в 50-е годы, показывают моменты из повседневной жизни простых людей. Например, на снимке «Визит Хрущева» самого советского политика нет – есть люди, которые его ждут. Так и с остальными кадрами из разных городов и стран. «Фишеру было неважно, известен человек, которого он снимает, или нет», – вспоминает Андреас Рост.
По тому же принципу фотограф создавал и портреты – следующую часть выставки. Многие люди, изображенные на них, не знакомы публике. Но, пожалуй, самой популярной серией в этом жанре для Фишера стали портреты Марлен Дитрих, сделанные на концерте в Москве. Актриса очень высоко оценила работу Арно, и фото его авторства были одними из самых ее любимых.
«Что такое хорошая фотография? Это когда я фотографирую, например, мужчину, сидящего на автобусной остановке. Но после того, как фото проявлено, на нем должно быть видно гораздо больше, чем просто мужчина, который ждет автобуса», – таким, по словам его ученика, был секрет успеха Фишера. Каждая фотография – это маленькая история. Последним его черно-белым кадром, на котором изображен пожилой человек, стала история о старении.
Арно Фишер был женат на своей ученице и коллеге Сибилле Бергеман. Вместе с ней они произвели революцию в жанре модной фотографии – в то время как известные глянцевые журналы создавали фото моделей в студиях и использовали декорации, Арно и Сибилла фотографировали девушек на улицах и в промышленных интерьерах. Серия работ, созданных для издававшегося в ГДР модного журнала «Sibylle», также представлена на выставке.
Последняя часть экспозиции – это полароидные фото «Сад», сделанные Арно Фишером в последние годы жизни. «Это была его частная жизнь, на первый взгляд непонятная посторонним. Я считаю, что сад был воплощением его теории фотографа», – говорит Андреас Рост.
Открытие выставки посетило множество новосибирцев. «Думаю, здесь вы увидите широкий спектр фото, которые показывают опыт многих поколений», – высказался на официальной церемонии открытия Генеральный консул Федеративной Республики Германия в Новосибирске Найтхарт Хефер-Виссинг.
Выставка продлится в центре изобразительных искусств до 3 марта, выходные – понедельник и вторник. По субботам и воскресеньям в 15 часов здесь будет вести экскурсии Константин Пономарев, журналист и историк, выпускник гуманитарного факультета НГУ. Стоимость входного билета на фотовыставку – 150 рублей.
Полина Сысолина