«Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. Сибирь – это бескрайность, веселье и свобода, а сибиряк – не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности», – предостерегают организаторы в анонсе экспозиции.
Для выражения этих благородных и патриотичных взглядов куратор выставки Вячеслав Мизин пригласил Дамира Муратова (Омск), Василия Слонова (Красноярск) и новосибирцев Сергея Беспамятных, Константина Еременко и Евгения Иванова.
Сергей Беспамятных представил несколько десятков пестрых полотен, на которых акриловой краской детально описал жизнь сибиряков: визит пациента-клоуна к врачу-клоуну, танковую атаку, домик, где непонятное тело лежит на полпути к туалету и даже гардемаринов, хотя история не подтверждает, что среди них были сибиряки.
Еще более радикально переосмыслил историю Сибири Константин Еременко. Как объясняет художник, концепция его проекта – переработка «гипертрофированных столичных амбиций» Новосибирска, города, где «кроме зоопарка показать нечего». Создавая свои полотна, Константин Еремин хотел восстановить справедливость, ведь на самом деле «все события в истории человечества рождались в Новосибирске», но наш город был «обворован, и правда забыта».
Так, по мнению художника, именно в нашем городе был снят первый в мире порнофильм. Историческое для киноиндустрии событие свершилось в столице Сибири в 1896 году, а мы и не знали. Кроме того, Константин Еременко выяснил, как именно Юрий Васильевич Кондратюк узнал столько о космосе раньше других ученых. На своем полотне художник раскрыл тайну – Кондратюк пытал инопланетян еще в 1928 году, и они ему все рассказали. Более того, многие мировые знаменитости жили и работали в Новосибирске, но скрыли эти факты в своих биографиях. Художник уверен, в нашем городе бывали не только мега-звезды российского телевиденья Хрюша и Степашка, но и сам Арнольд Шварцнегер трудился здесь на строительстве ТЭЦ-5 в 1984 году. Да что там медийные персоны! Именно в Новосибирске было создано главное изобретение человечества – колесо. Наши доблестные инженеры сконструировали его еще в феврале 6977 года до НЭ. Как художнику удалось докопаться до правды, он не рассказывает. Однако отмечает, что не за горами новое открытие.
«Картины – это только часть моего проекта. Планируется еще фильм о том, что яма на площади Кондратюка это не замороженная стройка, а раскопки гробниц первых бактерий на Земле, то есть из Новосибирска пошла жизнь на Земле», – делится творческими планами Константин Еременко.
Поскольку фотохудожников в творчестве все-таки несколько ограничивает реальность, их работы были не столь радикальны. Несколько сотен снимком транслировали на стены три проектора: виды города, бездомные собаки в частном секторе, портреты сибиряков за работой, во время отдыха, на митингах и собраниях. Так, фотохудожник Евгений Иванов представил на выставке более 90 снимков из серии, которой занимается уже около 10 лет. Самые ранние из них были сняты еще на пленку.
«На снимках люди на коммунистических пикетах, на Монстрациях и во время Крестного хода. На фотографиях заметно, что все они, в общем-то, похожи: в их глазах читается какая-то человеческая невостребованность, желание высказаться, и это их объединяет несмотря на разные убеждения», – рассказывает о своих работах Евгений Иванов.
Не обошли на выставке и популярную в этом году в художественных кругах тему Олимпиады. Так, Василий Слонов решил заботливо предостеречь иностранцев, которые хотят приехать в Сочи в 2014. На каждом полотне его серии «Добро пожаловать в Сочи» изображены стереотипные символы России, но переосмысленные автором в крайне «патриотическом» ключе.
Балалайка, явно способная убить балалаечника, огромный Чебурашка, атакующий лыжника на горной трассе, ствол березы, сочащийся кровью под ударами топора. О спортивном духе России рассказывают изображение чебурашко-медведя, который даже в туалет идет на лыжах, и бутылка водки, красующаяся на первом месте на пьедестале, где «золото» она отвоевала в честной борьбе со стаканами.
Лапоть с привязанным к нему лезвием от коньков, вероятно, намекает на готовность нашей сборной к Олимпиаде, а Олимпийские кольца из колючей проволки будто подчеркивают тоталитарно-тюремную культуру России. Страх и ненависть в Сочи – вот что, по мнению художника, ждет иностранцев в 2014 году.
На этом фоне нарочито благополучными выглядят пейзажи на картинах Дамира Муратова. Они выполнены в духе советского реализма – трудящиеся в поле простые люди кажутся счастливыми и сильными. В общем контексте выставки, эти картины наводят на банальную мысль: раньше было проще и лучше. Но судя по воинственному духу экспозиции, художники с таким положением вещей мириться не готовы.
По словам Вячеслава Мизина, все работы после закрытия выставки отправятся в столицу, где в рамках расширенной экспозиции откроют москвичам глаза на далекую и таинственную Сибирь.
Марина Рычажкова