— Сергей, откуда пришла сама идея жить без денег?
— С детства мама меня постоянно донимала вопросами типа: «Это хорошо, что ты художник. Но как ты собираешься зарабатывать деньги?», «Как ты будешь выживать?». Эти вопросы постоянно крутились у меня в голове. Возможно, поэтому я начал делать выставки с семнадцати лет, и постоянно думал: как продать свои работы, как найти покупателей, как начать выставляться в более серьезных галереях. Но, в то же время, мне никогда не хотелось делать коммерческой живописи, хотя это и получалось. Потому что мне не интересно делать то, что от меня кто-то требует. А людям нравится, что в проекте «Натуральный обмен» не участвуют деньги. И мне тоже. Ведь получать подарки гораздо приятнее, чем торговаться. Тем более, я не люблю оценивать свои работы.
— Ты помнишь свой первый подарок в обмен на картину?
— Первое, что я обменял – это был мольберт для живописи. Это было еще в России. У меня была соседка, которая собралась уехать в другую страну. И у нее была куча вещей, от которых она хотела избавиться. Поэтому она раздавала их друзьям или продавала. В том числе и большой мольберт, т. к. она увлекалась живописью. Я предложил купить. Но она не хотела его продавать, потому что это был подарок ее друзей. Тогда я предложил ей обменять подарок на подарок, и написал для нее картину. Она с радостью согласилась. Потом я давал ей несколько уроков живописи. За это она, в свою очередь, тоже расплатилась вещами. Мне очень понравился этот опыт. Возникла мысль все систематизировать. И уже в Китае я смог ее реализовать.
— Почему именно в Китае?
— Я работал в Воронежском пединституте, и среди моих студентов были китайцы. Они предложили помочь мне организовать выставку в своей стране, и я согласился. Первый мой визит в Китай был очень успешным. Мои картины понравились, удалось продать много работ. Потом я поехал туда еще раз и снова выставлялся. Тогда это были чисто коммерческие проекты. Я старался писать в более классическом стиле, реализовывал ту базу, которая уже у меня была. Последняя выставка не удалась. Ничего не купили. В принципе, можно было бы ее повторить в другом городе, в другом месте. Но мне это надоело. Я решил, что это знак: такая деятельность – это не мое. И приступил к акции «натуральный обмен». Сначала я писал в основном, портреты детей, и они дарили мне какие-то мячики, шарики. Так что у меня стали возникать некоторые сомнения в успешности затеи. Но вскоре стали дарить более нужные вещи: начиная от каких-то мелочей – свечек, ложек, тарелок, и заканчивая стульями, микроволновой печью, велосипедом. Подарки были самых разных форматов, разной ценности. Каждый предмет напоминает о каком-то конкретном человеке. Поэтому я всегда фотографирую то, что мне подарили.
— Почему ты решил работать именно в жанре портрета?
— Мне нравится писать портреты. Несмотря на то, что в день их приходится делать очень много. Но пока не надоело. У меня дома вся стена завешана портретами. Сначала я думал: наверное, будете тяжело. Ведь все эти лица на тебя смотрят. Потом оказалось – нормально. Я прожил с ними практически год и, когда все снял перед выставкой – квартира опустела, и мне стало грустно. Ведь каждый портрет несет в себе, прежде всего, позитив. Потому что люди не приходят на этот проект с негативными эмоциями, и я рисую только тех, кому это интересно.
— Чем с тобой расплачивались новосибирцы?
— Дарили много продуктов: колбасу, фрукты, булочки, торты, дорогие вина. Некоторые пекли еду сами – специально для меня. И это было очень приятно. Иногда дарили полноценные обеды, оплачивали поход в ресторан.
— Неужели ты живёшь, вообще не используя денег? А как же ты платишь за квартиру, покупаешь одежду?
— В моей квартире в Шанхае проводятся встречи русского клуба в Китае. У меня останавливаются всевозможные музыканты, режиссеры, художники, и пообщаться с ними приходит много людей. За вечеринки гости вносят небольшую плату. Этого как раз хватает, чтобы заплатить за квартиру. А одежду я тоже меняю на картины. Например, сейчас на мне носки и джинсы, которые мне подарили в результате «натурального обмена». Но, если мне понадобятся деньги, я всегда могу продать какую-то из своих старых работ или организовать коммерческую выставку.
— Как долго ты собираешься практиковать «натуральный обмен»?
— Я не собираюсь прожить всю жизнь, не используя денег. Но, думаю, что это будет один из моих базовых проектов, к которому я время от времени смогу возвращаться. Возможно, форма как-то будет меняться, но суть останется. Я уже менял тематику «натурального обмена» в зависимости от обстоятельств. Например, сначала просил дарить мне вещи на тему «дом» и смог обставить квартиру. Потом была тема «дорога» – я менял портреты на предметы, необходимые мне в пути. Тема «Детям», когда мы совместно с одним из китайских благотворительных фондов собирали детские книги, а потом передавали их бедным провинциальным китайским школам и детским домам. Была еще тема «натуральный спам». Я хотел раскрутить свой блог, и всем, кто делал на него ссылку, рисовал портреты по фотографиям. Возможно, я буду делать что-то подобное и дальше.
— «Натуральный обмен» – не первый твой проект. Ты участвовал в выставках в России, Франции, Германии. И над некоторыми из них ты работал параллельно. Расскажи об этом?
— Да. Например, после последней выставки в Китае у меня осталось более тридцати работ в рамках. В основном, это были реалистические пейзажи маслом на холсте. Я решил их уничтожить. До приезда в Новосибирск я каждую неделю одевался в костюм хирурга и записывал свои работы мотивами современных художников-авангардистов, абстракционистов: рисовал поверх картин новые линии. Я назвал этот проект «Эвтаназия». Это тоже своего рода перформанс.
Каждое уничтожение связано с рассказом о творчестве какого-то современного художника, своего рода пародия на чье-нибудь творчество. Ведь наше классическое художественное образование ориентированно на каноны девятнадцатого века, опираясь на которые я и написал все эти картины. А то, что получилось в результате уничтожения – это сегодняшний день – современное искусство. Мне интересна реакция публики. Поэтому я публикую результаты уничтожения у себя в блоге и читаю разные мнения по этому поводу. Это возможность дать зрителю почувствовать утрату прошлого, и по-своему ее пережить. Над этим проектом я работал параллельно с «Натуральным обменом». Скоро я вернусь в Китай и смогу уничтожить все свои работы.
— Сергей, мне кажется, вся твоя жизнь – это непрерывный творческий поиск.
— Да, наверное. Я всегда стремился к свободе, к максимально интересному и разнообразному образу жизни. Свобода для меня – это значит заниматься тем, что интересно. Поэтому для меня нет границы между работой и отдыхом. Это только смена каких-то декораций. Я просто живу и делаю то, что мне действительно нравится.
— Ты создаешь не полноценные портреты, а скорее, наброски, которые можно сделать за несколько минут...
— Рисовать полноценные картины довольно долго. А желающих поучаствовать в моем проекте очень много, и надо успеть нарисовать больше. Так что набросок для этого подходит как нельзя лучше. Вообще-то я по натуре халтурщик. Мне нравится делать работу быстро. И еще я люблю технику наброска. Мне кажется, в этой манере больше искренности.
Авторы фотографий Евгений Макаров и Ольга Донец
Беседу вела Мария Васильева
Academ.info