В начале года художнице-иконописцу Екатерине Платошечкиной пришло письмо из Ирландии – с просьбой дать ответ, разрешает ли она использовать изображение своей иконы Святого Патрика для почтовой марки. Тираж составил 188 тысяч экземпляров – это не очень много даже для такого маленького государства как Ирландия. Однако, по словам настоятеля Петропавловского Патриаршего Подворья иерея Михаила Насонова, небольшой тираж только поднимает ценность иконы и марки для филателистов.
Такова ирландская традиция: каждый год на День св. Патрика в качестве именной марки использовать разные иконы. В этот раз выбрали Патрика с православным «лицом», и это никак не противоречит истории и не нарушает религиозной культуры: покровитель Ирландии был учеником святого Германа Осерского, а тот, в свою очередь, – духовного писателя святого Иоанна Кассиана Римлянина, почитавшего и лично знавшего святителя Иоанна Златоуста.
Презентация марки состоялась в Центральном почтамте Дублина, на которой присутствовал настоятель Петропавловского Патриаршего Подворья РПЦ иерей Михаил Насонов. Отец Михаил, с которым из пресс-центра связались по «скайпу», рассказал о своем отношении к событию. «Эта икона находится в коллекции одного ирландца, интересующегося православием и богословием. Он и предоставил икону почтамту. Меня пригласили на презентацию, на ней присутствовали руководители департамента связи. Вообще за последние пятнадцать лет православие сильно распространилось в Ирландии, роль православной общины заметно возросла», – говорит настоятель.
Екатерина Платошечкина закончила новосибирское художественное училище, в котором на последнем курсе преподавал священник. По словам Екатерины, его уроки сильно повлияли на выбор профессии – так, что она уже 18 лет работает иконописцем. Работы Платошечкиной украшают стены новосибирских церквей — Знаменской, соборов Александра Невского, Покровского и Вознесенского. Неудивительно, что именно ее работа была отправлена в Ирландию.
«Надеюсь, что моя икона сблизит православных и католиков, – рассказывает автор. – Самое трудное в изображении святого, не только Патрика, – это совместить и радость, и трагедию в лике. Иконописцы сейчас возвращаются к традициям написания икон натуральными красками. В 1994 году не было еще такой возможности, как и школ по иконописи. Писали и красочками химическими. Я сама ездила в Ложок, копала глину разных цветов. Сейчас есть возможность покупать натуральные пигменты, стараемся писать, как изначально заложено византийской традицией, отходим от экспериментов».
На вопрос, трудно ли находить заказчиков при такой редкой профессии, Екатерина смущенно сказала, что они сами ее находят, причем часто из-за границы. Сколько стоит сегодня икона, художница не ответила: «Получаю ежемесячно примерно как педагог в школе».
В связи с нашумевшей, активно обсуждающейся акцией российской феминистской панк-рок-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, у Екатерины спросили про ее отношение к «перфомансу». Иконописец ответила: «Я не могу их осуждать, Господь не хочет, чтобы мы судили кого-то. Но мне жаль, что так получилось».
Мария Фугенфирова