Колокол – хранитель истории
«Колокола – это не только музыкальные инструменты, это святыня, это символ всего русского», – говорит Андрей Ярыгин, один из организаторов выставки и представитель музея Сибирского центра колокольного искусства.
На выставку «Искусство в традиции России» привезли 10 небольших колоколов. Рядом с ними три больших осколка от колокола, вес которого достигал двух тонн, а высота была сравнима с ростом взрослого человека. Еще несколько десятилетий назад такими размерами главного колокола в сельском храме никого нельзя было удивить. Сегодня же в многомиллионном Новосибирске таких колоколов всего два.
«Участвуя в этой выставке, хотелось показать абсолютно противоположное отношение к нашим национальным ценностям в разные времена. Было время, когда колоколам давали имена, но было и время, когда колокола, как и люди, становились мучениками. Эти осколки – свидетельства былого. По найденным фрагментам можно узнать нашу историю, нашу культуру и использовать это в наше время», – говорит мужчина.
Особая гордость музея – осколки колокола из села Чингиз. Именно там во время раскопок на территории старого деревянного храма 1760 года они были найдены. Считается, что именно в этом храме была самая прекрасная колокольня о тринадцати колоколах.
«Когда мы нашли первый осколок, на наше счастье он был с орнаментом, благодаря которому мы смогли определить, что это был самый большой колокол из всех – «Благовестник», весивший около двух тонн», – рассказывает Андрей Валентинович.
Исследователи предполагают, что колокол был отлит в Тюмени или на Алтае. Хранители осколков считают, что это одно их тех редких свидетельств уникального сибирского литья, о котором до сих пор практически ничего не известно.
Все желающие смогут посетить выставку и узнать о колоколах – хранителях истории. А сотрудники музея продолжают искать новые колокола.
«Экспедиции мы продолжим, но сначала будем тщательно изучать легенды о колоколах. В каждом селе есть истории о том, как во времена гонений колокола прятали, топили в болотах или закапывали – это как фольклор. Как только мы проверим очередную легенду, мы соберём инструменты и поедим на раскопки», – добавляет Андрей Ярыгин.
Каллиграфия искусство не для каждого
Рядом с колоколами на выставке размещены редкие работы новосибирской студии каллиграфии при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском институте. Всего год назад по благословению епископа Новосибирского и Бердского Тихона была открыта первая и единственная в городе студия, где занимаются возрождением традиций церковного письма: вязь, устав, полуустав.
«Иконописцу очень важно не просто рисовать, а уметь писать букву. Потому что нет отдельного чина освещения икон, их освещает надпись. Раньше каждый епископ знал каллиграфию, сегодня же у нас даже иконописцы многие не знают этого. Мы пытаемся восстановить эти навыки», – рассказывает Татьяна Федяева, координатор студии каллиграфии при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском институте.
Татьяна Олеговна признает: пока в студию приходят только прихожане. При этом многие отсеиваются уже через пару занятий. Ведь когда человек берет кисть в руки и начинает выводить буквы, он должен быть сосредоточен.
«Каллиграфия – это огромный труд. Понимаете, если рисовать картины мы можем, жуя яблоко и разговаривая, то здесь такое недопустимо. Каллиграфия меняет человека, способствует его духовному росту. Особенно каллиграфия, основанная на текстах молитв. Недаром ведь говорят, что молитва, пропущенная через руку, имеет большую силу даже чем произнесенная вслух», – добавляет Татьяна Олеговна.
И если во времена Пушкина каллиграфией занимались по 18 часов в неделю, то в современном мире мало кто задумывается о красоте своего подчерка, предпочитая бумаге и ручке клавиатуру и монитор. В 2008 году была проведена первая международная выставка, посвященная русскому письму. Тогда же началось возрождение каллиграфии.
«На сегодняшний день компьютер одна из основных проблем для подростков. У детей развивается клиповое мышление, а каллиграфия – это своеобразное лечение от этого», – добавляет Татьяна Федяева.
Представлены на выставке альбомы репродукций икон и репринтные издания русских рукописных книг, которые являются примерами традиций красивого, «красного письма» и книжной иллюстрации.
Марина Мезина
