С разницей в 16 голосов
Начнем с Оби. Этот город известен тем, что по соседству с ним находится крупнейший в Сибири аэропорт «Толмачево». Исходя из логики градообразующих предприятий, все горожане должны любить аэропорт. На деле все не так. Жители Оби как раз почему-то недолюбливают толмачевских, особенно после разговоров о приватизации аэропорта.
У ЕР здесь все не заладилось с самого начала. Дело в том, что праймериз выиграл банкир Александр Мозжерин, но, несмотря на это, кандидатом от партии власти был назначен главный инженер аэропорта Александр Лихтенфельд. Местные жители отнеслись к нему настороженно.
Позабавили коммунисты, которые собирались выдвинуть в мэры Оби генерал-майора милиции Владимира Шкурко. Но генерал так и не зашел в избирком, а потому неизвестно, собирался ли он на самом деле выдвигаться в мэры, или это была креативная разработка коммунистов?
Добавим, что избирком не зарегистрировал кандидатом в мэры известного политика Александра Мухарыцина.
В связи с этим главным оппозиционером пришлось стать заместителю директора строительной компании «Омега» Андрею Нешину, выдвинутому партией «Справедливая Россия». Со своей задачей он хорошо справился, победив в первом туре. Причем основным направлением его кампании была критика существующего положения вещей.
Власть отреагировала на неизбежность второго тура стандартно. В город на минувшей неделе был направлен внушительный десант областных чиновников, которые пообещали решить проблемы города в кратчайшие сроки. В том числе и проблему безработицы.
Но это не особо помогло. Собрав все протестные голоса, в том числе КПРФ и ЛДПР (высказавшихся в поддержку справоросса) Нешин снова победил. Правда, по предварительным данным он набрал всего на 16 голосов больше своего оппонента из Единой России (это составляет 0,2 %).
Столь малый перевес означает, что будет проведен пересчет голосов. И в любом случае результаты голосования будут опротестовываться как в избиркоме, так и в суде.
Неожиданное ЧП
В Бердске в первом туре роль основного забойщика, то есть критика власти, взял на себя справоросс Роман Стариков. За это ему и прилетело от всех, включая КПРФ. Но все же кампания Старикова не позволила все свести к одному туру голосования. И во второй тур, как известно, вышли и.о. главы администрации Бердска Владимир Штоп и коммунист и программист Илья Потапов.
Поначалу их шансы считались почти равными, но с перевесом в пользу Штопа. Но тут приключилось ЧП – за неделю до второго тура в Бердске случился пожар на новой (!) подстанции, и весь город погрузился во тьму. Последствия аварии ликвидировали три дня! «По действующим нормативам на устранение любой аварии в системе жизнеобеспечения отводятся сутки. Все, что дольше суток, уже ЧП», – сообщил начальник отдела по делам ГО и ЧС в Советском районе г. Новосибирска Юрий Перязев.
Это ЧП подействовало на штаб Штопа (и без того пребывавшего в смятении) угнетающе. В попытках выправить ситуацию решились на весьма рискованный шаг – предложили провести публичные дебаты с Ильей Потаповым. В новейшей истории России это выглядело нонсенсом. Никогда партия власти не дискутировала с оппозицией. Но и это не помогло.
Да и не могло никак помочь. Илью Потапова поддержали все оппозиционные силы. А что касается Штопа, то, как сказал политолог и житель Бердска Сергей Козлов, его в первую очередь воспринимали как преемника Александра Терепы, руководившего городом больше 15 лет. Жители Бердска видели отвратительные дороги, самые высокие тарифы на ЖКХ в области, скандалы в мэрии (начальник отдела культуры получил условный срок за нецелевое использование средств – вместо учреждения культуры отремонтировал свою квартиру). И как они могли проголосовать за того, кого ассоциировали с этим бедами? Тут еще и ЧП.
В общем, Илья Потапов победил весьма убедительно, опередив конкурента на 20 %.
Кстати, сейчас скептики говорят, что программист Потапов не справится с городским хозяйством и, дескать, будет руководить им через сетевые игры типа «Цивилизации». Отвечу так, а почему никто не задается вопросом, какие методы для улучшения ситуации в Мошковском районе предпримет Сергей Евстифеев? Напомню, что выдвиженец от ЕР до недавнего времени руководил психоневрологическим интернатом.
Уроки выборов
Уроки выборов заключаются в том, что они убедительно показали слабость выборных технологий «Единой России». По сути, они сводятся к двум вещам: применяется административный ресурс и рассказывается о былых заслугах, а изменения к лучшему можно сделать только при победе кандидата от ЕР.
Но жизнь-то не улучшается. Снова выросли тарифы на ЖКХ, изменились ценники в магазинах, инфляция съедает скудные накопления, которые еще остались после кризиса. И поэтому избиратели, видя то, как ведут кампанию политтехнологи от ЕР, говорят: «В этом кино мы уже снимались» и тут же идут голосовать за оппозиционера.
Еще один урок заключается в том, что у ЕР второй тур голосований вызывает истерику. Партия не может понять, почему ее кандидатов не выбрали сразу, и начинает метаться. Эти выборы показали, что политтехнологи партии не гибкие, они не могут отреагировать на какие-то непредвиденные ситуации.
Третий урок в том, что оппозиция доказала: если она способна объединиться не на словах, а на деле, то ей не страшен никакой административный ресурс.
Но главное не в этом. За последние годы у народа, благодаря массированной атаке из СМИ, появилось четкое убеждение, что любая власть – это «Единая Россия». Это было хорошо во времена стабильности. Но во времена кризиса эта ассоциация дает не те результаты. Люди перестали верить и бояться, что не так проголосуют.
По этой причине, если «Единая Россия» не извлечет уроки из мартовской кампании, то ей в Новосибирской области на декабрьских выборах в Госдуму не видать не только 50 : голосов, но даже и 40.
Надо спуститься с небес на землю и понять, что происходит. И как живет избиратель.
А он, если не считать Романа Абрамовича и К, почему-то не роскошествует.
Так что делайте выводы, политтехнологи «Единой России».
Ерлан Байжанов