Подобная формулировка в реальности не устраивает ни одну из сторон. «Лыжники» (на стороне которых выступают и велосипедисты, и Ландшафтный совет, и некоторые другие спортивные и экологические организации) напоминают, что они не против строительства жилья для ученых, они лишь хотят спасти одну из лучших лыжных трасс области и посадки хвойных. «Ученые» (в первую очередь представленные Советом научной молодежи и членами ЖСК «Сигма», в который вошли будущие застройщики) в свою очередь подчеркивают, что готовы приложить все усилия для переноса лыжной трассы и только «за» развитие лыжного спорта в Академгородке и всем Новосибирске. Но, тем не менее, к компромиссному решению стороны не могут прийти уже почти год, несмотря на многочисленные встречи и рабочие совещание с участием чиновников различного ранга.
1 мая стороны решили перейти от диалога к демонстрациям. Спортивная общественность Академгородка и Ландшафтный совет предложили выйти всем сторонникам сохранения нынешней лыжной трассы от базы Алика Тульского на митинг 1 мая отдельной колонной, чтобы «напомнить чиновникам, как нужна Городку эта трасса и как она востребована у жителей».
В ответ на это профсоюз СО РАН, Совет молодых ученых и рабочая группа ЖСК «Сигма» решили создать альтернативную колонну: «для поддержки скорейшей реализации проекта на территории, предполагаемой для строительства жилья ученым и инженерам СО РАН». В чем же не сходятся стороны и почему так сложен компромисс?
Уперлись в трассу
Проект «Каинской заимки» выглядит очень симпатично: близко от Городка на 153 га для ученых планируется построить 3-4 этажные дома с малогабаритными квартирами (1700 квартир), таунхаусы (296 блоков) и отдельные коттеджи (402 дома). В общей сложности поселок рассчитан 8 тысяч участников (вкдючая всех членов семей). В проект внесены 3 детских сада, школа, стадион, поликлиника. При этом Фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС, или как его еще называют Фонд Бравермана) полностью взял на себя затраты по проектированию поселка, подготовил несколько десятков проектов домов для застройщиков, которые будут предоставляться бесплатно, и обещает покрыть расходы на подведение инженерных коммуникаций до поселка.
Более того, Фондом уже достигнута договоренность со Сбербанком о льготном ипотечном кредите и в этом году Фонд РЖС готов выделить безвозмездные субсидии для молодых ученых из собственных средств. Совет научной молодежи с гордостью вспоминает о том, как СО РАН убедило Фонд начать беспрецедентный совместный проект.
Ранее Фонд распоряжался землей единственным способом – выставлял на аукцион для жилищной застройки. Для того, чтобы передать землю ученым под застройку даже пришлось внести изменения в законодательство (поправки в 161 федеральный закон, регламентирующий деятельность Фонда РЖС и постановление Правительства №108 о льготных категориях граждан).
К сожалению, прекрасный проект уперся в реальность, а точнее в одну из лучших трасс области и единственную ухоженную трассу на 15 км в Новосибирске. Оказалось, что под застройку попадут и трасса на 15 км, и на 10, и живописные посадки вдоль трассы кедра, лиственницы и ели. Представители Фонда только руками разводят – официально мол, трасса не зарегистрирована. И хоть здесь и проходит множество районных, городских, областных соревнований и федеральная «Лыжня России», ни в одном из юридических документов она не упоминается…
Авторы проекта «Новосибирскгражданпроект» уверяют, что постарались сохранить по максимуму хотя бы посадки хвойных – они попали или в рекреационную зону, или на территорию коттеджей (впрочем, как собираются сохранить посадки, растущие на склонах, если землю под строительство коттеджей собираются выравнивать, до конца не понятно – говорят, что соответствующие технологии есть).
Убрать стройку в сторону
Предложения «лыжников» на первый взгляд кажутся вполне разумными и понятными. Лыжная трасса проходит по местности овражистой (что и делает ее привлекательной для лыжников). Но для строительства – это дополнительные расходы на выравнивание грунта. А вот вокруг лыжни расположены заброшенные поля ИЦИГа (эксперементальные поля ЭСХ СО РАН) – ровные, без живописных посадок хвойных, ключей и без лыжни.
«Мы же прекрасно понимаем, и уникальность проекта, и что ученым жилье нужно, – терпеливо объясняет Антон Колонин, член Ландшафтного Совета и активист рабочей группы по спасению лыжни. – Поэтому никогда не выступали против стройки. Более того, мы готовы пожертвовать трассой в 15 км, но предлагаем сохранить 10-ку. Для этого предлагается примерно на трети поселка оставить зеленую зону, а часть домов перенести на прилегающие к территории поля ИЦИГа. В конце концов, за выравнивание оврагов и отведение вод подземных источников придется платить непосредственно членам кооператива»
«На мой взгляд, в сохранении зеленой зоны заинтересованы не только лыжники, но и сами застройщики, – добавляет Олег Мешков, председатель бюро лыжной секции спортклуба СО РАН. – Неужели им не хочется, чтобы рядом с домом рос красивый лес или даже парк, в котором зимой можно будет кататься на лыжах, а летом гулять или заниматься спортом? Вообще-то борьба идет именно за это»
«В проект вложено много сил, пришлось многое изменить и решить множество разногласий, – подчеркивает Андрей Матвеев, председатель Совета научной молодежи. – Поля ИЦИГ относятся к землям сельхозназначения, и для строительства участку необходимо присвоить кадастровый номер, перевести в другую категорию земель, присоединить к поселку Каинская Заимка и передать Фонду РЖС специальным решением правительственной комиссии. Кроме того, нужно полностью переделывать уже готовый проект. Ведущие специалисты Министерства строительства НСО считают, что на это уйдет не меньше 2 лет! Мы уже потеряли немало времени. Сейчас наш поселок – это пилотный проект и к нему особое отношение. Что будет через два года сказать сложно, как и о том, будут ли готовы выделять субсидии и льготные кредиты молодым ученым. Со мной уже связывался профсоюз Нижнего Новгорода, который готов реализовывать подобный проект на своей территории».
Потеря времени – не единственное, чего опасается г-н Матвеев.
«Кроме того, я много общаюсь с людьми, и многие уже сейчас теряют надежду. Могу вас заверить, ждать два года только до начала строительства готовы немногие. Сейчас обсуждается вариант с увеличением рекреационной зоны, на которой и останется лыжня. Но для нас принципиально о какой именно площади идет речь – от этого зависит конечная стоимость жилья. Назывались цифры от 72 до 7 га. По оценкам фонда РЖС сохранение 10-ти км трассы потребует 72 га рекреационной зоны, то есть почти половина от общей площади поселка. Ведущие специалисты Министерства строительства НСО считают, что такой вариант увеличит стоимость жилья с желаемых 30 тыс. руб за кв.м до 40-44 тыс. А для ученых это уже слишком дорого» – говорит Матвеев.
«Лыжники» с экономическими доводами «ученых» соглашаются, а вот с площадью в 72 га категорически нет: по их оценкам, достаточно выделить в парковую зону 52 га. На последнем рабочем совещании у депутата Карелина стороны договорились создать рабочую группу, которая обсудит приемлемые границы и размер рекреационной зоны. Возможно это надежда на решение конфликта.
Хотим коттеджи
Если в изначальном проекте было запланировано 400 коттеджей, то в настоящее время коттеджи выбрало 700 семей. Естественно, уменьшение количества многоквартирных домов тоже способствует подорожанию квадратного метра.
«Желание людей объяснить легко, – поясняет Андрей Матвеев. – Молодым ученым предлагается безвозмездная субсидия в миллион рублей, которую они смогут использовать для первоначального взноса для ипотечного кредитования. В результате они смогут решить свои жилищные проблемы не на ближайших пару лет, а на десятилетия. У других членов жилищного кооператива уже есть какое-то жилье, но есть желание улучшить жилищные условия. Строительства дома на бесплатно выделенном участке – это реальная возможность для них»
Поэтому есть опасение, что увеличение зеленой зоны для лыжни может поставить крест на таком количестве коттеджей: отведенные под парк территории придется компенсировать большим количеством многоквартирных домов.
Лыжня в Ботсаду
«Мы тоже чувствуем ответственность за лыжню, – уверяет меня на встрече Андрей Матвеев. – Но ведь «лыжники» совершенно не готовы рассматривать никаких вариантов с ее переносом. Между тем, перенос лыжни на территорию Ботсада был бы полезен и интересен всем. С одной стороны, выигрывают сами лыжники. В сложившейся ситуации и у муниципальных, и у федеральных властей можно было бы запросить средства на создание нормальной освещенной современной трассы. Я сам готов обивать пороги для реализации этой идеи. С другой стороны, мы получаем благоустроенную территорию. Сегодня Ботсад вполне официально заявляет, что не может содержать в нормальном состоянии всю свою территорию. Ведутся переговоры, о том, чтобы вывести часть земель из ООТ и передать для рекреационной зоны. В таком случае лыжня облагородила бы эту территорию, защитила бы ее от потенциальной застройки. Кроме того, в Ботсаду сегодня существуют трассы 5 и 7 км (на них тренируется сборная области), а ранее существовали 10-ка и 15-ка»
«Мы действительно решили не обсуждать вариант с переносом лыжни в Ботсад, пока есть надежда сохранить существующую лыжню, – признается Олег Мешков. – Ведь надо понимать, что лыжня – это не просто две узеньких колеи в лесу. Это просеки 6 метров шириной (для хода коньком), за которыми нужен уход и летом, и зимой. По-сути, нас лишают ухоженной трассы и сталкивают с «зелеными». Уверен, они выступят резко против вырубки деревьев. Встают и юридические проблемы: лыжня на территории Ботсада незаконна. Пока никакого письменного согласия ни от руководства СО РАН, ни от ЦСБС на расположение лыжни на территории Ботсада нет»
«Лыжня и сегодня юридически незаконна, еще пара лет неофициального статуса в другом месте ничего принципиально не изменит, – парирует Андрей Матвеев. – Но если заручиться письменным заверением руководства СО РАН и ЦСБС о передаче территорий и поддержке, то через пару лет у нас будет хорошая официально зарегистрированная лыжня»
Строить будем
Пока стороны сошлись на том, что начать строительство с северного участка возможно. «Ученые» надеются, что проект все же будет реализован, и их усилия обернутся реальным жильем для ученых. «Лыжники» надеются перенести часть застройки на прилежащие к лыжне сельскохозяйственные поля (более того, разговоры о строительстве на этих территориях уже ведутся независимо от поселка для ученых). Областная администрация и депутаты надеются, что стороны все же удастся примирить.
Вопросы остаются
Конечно, наряду с проблемами, поднимаемыми каждой из сторон возникает еще множество вопросов. Например, 1000 семей, выразивших желание строиться, это не коттеджи, таунхаусы и многоэтажки, коммуникации и рекреационные зоны. Это люди, которым нужна нормальная дорога до работы в институтах Академгородка, которые нуждаются в медицинской помощи, которые захотят отправить детей в детские сады и школы. Конечно, власти предварительно обещают взять на себя соответствующие расходы. Но когда в реальности в поселке построят школу, детские сады и поликлинику, когда перепланируют Институтскую, пока никто сказать не может. Так что можно заранее представить и пробки, и то, как детей первое время будут прописывать у знакомых в Городке, чтобы отдать в нужную школу (сомневаюсь, что многие готовы возить своих детей в Барышево).
А самый главный вопрос, который возникает у всех, пытающихся разобраться в этой истории, как же получилось, что под застройку попала лыжная трасса? Что у нас, места вокруг мало?
«Мы участка не выбирали, – говорил мне примерно полгода назад приехавший на слушании в Барышево заместитель гендиректора Фонда РЖС Андрей Шишкин. – Нам этот участок рекомендовало областное руководство. Фонд юридически не может отказаться от застройки переданных ему земель. Мы и так пошли навстречу и предложили отдать земли не под коммерческую застройку, а ученым. Но отказаться от строительства невозможно…»
«Вы видели план развития территорий вокруг Академгородка? – спрашивает меня на прощание Олег Мешков. – На востоке планируется множество коттеджных поселков, и это замечательно. Плохо, что растут они как-то бессистемно. Ощущение, что мы каждый раз решаем сиюминутные проблемы: вот тут как раз выделили, тут только в этом году финансирование дали. А ведь в большинстве крупных городов мира сквозь весь город проходит полоса скверов и парков, соединенных между собой. Приставляете, как было бы здорово, если бы оставили и привели в порядок 25 км трассу? Можно было бы делать выезды выходного дня: зимой на лыжах, летом на велосипеде от базы Тульского до Ключей, там сняли домики, отдохнули и назад. И всем коттеджным поселкам вокруг уютно».
По лицу Олега видно, что он это представляет прекрасно. Но, увы, у нас такой рекреационной полосы не запланировано…
Юлия Черная