Вальсы на "ы"
Вечера вальса в НГУ, или вальсы, непременно с ударением на "ы", – так здесь говорят, – проходят, наверное, лет двадцать. А может быть, и сорок. Где только ни звучала музыка на "раз-два-три": и в рекреациях общежитий, и в ОКЦ НГУ, и в холле ФМШ, и в переходе между главным и лабораторным корпусами университета.
На лето занятия переносят на площадку перед НГУ, и проходящие мимо люди, воодушевленные примером, присоединяются к танцующим. Здесь же, перед главным корпусом, собирается молодежь покататься на скейтах, роликах или показать класс в управлении трюковыми велосипедами. Тут же собираются поиграть в сокс – уличную игру на "подпинывание" мешочка, набитого чем-нибудь сыпучим, например, горохом. Играющие встают в круг, чеканят мешочек ногами (на носок, пятку или коленку) и перебрасывают его другому. Все это соседствует на одной площадке с венским и медленным вальсом. Выглядит это… Ну очень необычно!
Впрочем, танцуют перед НГУ вальс не в кринолиновых платьях и смокингах: сюда приходят вальс не "работать", как в клубах спортивно-бальных танцев, а танцевать. Потому в выборе одежды посетители вальсов не разборчивы: главное – удобство, и неважно, что на тебе: юбка или джинсы, смокинг или футболка. Танцуют и в шортах, и в вечерних платьях, и в кроссовках, и босиком. Веера зачастую заменяют канцелярские папки, а шикарные вечерние прически – распущенные волосы.
Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз...
Антон Ивания, один из "старожилов" вальсов, был ведущим вечеров вальса 10 лет: 1995 по 2005 год. К нему я и обратилась, чтобы узнать о необычных вальсовых "вечеринках", выглядящих экзотикой на фоне вездесущих "ночноклубных party".
— Сколько приблизительно лет вальсовой традиции?
— Впервые я прочел объявление в 88-м году. На самом деле, вальсы существуют немногим больше. В НГУ существовало два строительных отряда "Мицар" и "Анива", они и устраивали вальсы два раза в неделю: в среду и в воскресенье.
— Антон, а как появилась идея проведения вальсов летом?
— Это я летом 1995 года "придумал" летние вальсы. Обзвонил всех, мы собрались – и пошло-поехало: летние вальсы вел я, а зимние – Влад Горшков.
— Говорят, что с того момента, как ты начал вести вальсы, перестали танцевать танго…
— Я просто был поклонником чистоты жанра – если это вечер вальса, то места для танго и латиноамериканских танцев здесь нет. А вообще я ничего против других видов танца не имею
— Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Было такое?
— Конечно! Люди, кружась, заводили вальсовые романы, женились-разводились… Собственно, как и везде. Но конкретных примеров, увы, не помню.
— Что тебе больше всего запомнилось за десять лет?
— Вальсы в новогоднюю ночь. Мы были студентами, была возможность собираться. Все просто одевались покрасивее, приносили с собой свечи и танцевали…
Последние лет 13 вальсы проводятся силами Клуба самодеятельной песни НГУ, наверное, отсюда и необычный, "неформатный" формат этих вечеров. Здесь "академические" вальсы, такие как "Отзвуки вальса" Свиридова, сменяются песнями "Машины времени". Франк Синатра поет свою "Over and over" после "Александры" Сергея и Татьяны Никитиных. Иосиф Кобзон исполняет "Довоенный вальс" вслед за "Городом" Юрия Кукина, а Брайан Адамс – "Have you ever really loved…" после композиции Энио Морриконе из фильма "Профессионал". Танцуют здесь и под "Несчастный случай", и под Павла Кашина, и под Мирей Матье.
"Я часто прихожу сюда, чтобы просто посмотреть на танцующих и послушать красивейшую музыку, – говорит Оксана, живущая неподалеку. – Вроде бы все песни разных стилей и направлений, но музыка прекрасна. У ведущих хорошая аппаратура, и воскресный вечер превращается в настоящий праздник… Особенно мне запомнился как-то вечер вальса, который проходил под проливным теплым летним дождем… Все зонтики ушли на то, чтобы закрыть аппаратуру, а танцевали люди босиком по лужам… Это было очень красиво и романтично, я никогда подобное не видела".
"На нас часто смотрят прохожие – и с иронией, и с восхищением. Забавнее всего наблюдать, как проходящая мимо парочка останавливается, а девушка, которой тоже хочется станцевать со своим парнем вальс, начинает его тут же учить. Он неуклюже потопчется, потом они уходят, а девушка продолжает смотреть на нас почти с завистью, – смеется Александра, посещающая вечера вальса уже лет пять. – А как-то пятеро наших "вальсовых" привели в шок городских жителей: зимой мы ехали из города, долго ждали автобус, замерзли. Чтобы согреться, начали танцевать вальс. Один хлопает на "раз-два-три", две пары танцуют, потом менялись ролями. Очень быстро стало жарко, а угрюмые городские жители от нас в глубь остановки попрятались".
Вальс в неформате
Учатся вальсу тут же: подходите к любому и просите научить. Никто не откажет. Многие из тех, кто сейчас грациозно движутся под музыку, всего год назад не умели заставить свое тело сделать правильно три первых шага правого поворота вальса.
"Я очень долго мечтала научится танцевать, – вспоминает Марина Паутова. – Однажды подружка позвала меня на сбор ролевиков (ныне студия исторического танца "Отражение"). После них мы дружно отправились на вальсы... В "Отражение" я еще несколько раз сходила, выучила все, что мне было интересно, побывала на балу... А на вальсах я прижилась, практически семьей обзавелась! Когда я первый раз пришла на вальсы, самым большим открытием для меня стал "цветочек".
"Здешняя народная забава!" – очень точно отметил студент НГУ Сергей Глухов, президент КСП НГУ и ведущий вальсов. Потом мне объяснили, что на самом деле "цветочек" – это танцевальная игра, французский котильон: к стоящей с букетом девушке подходят двое кавалеров. Одного она выбирает на тур (один круг) вальса, другому отдает букет. Пока пара танцует, к парню с букетом из другой, "дамской" очереди, подходят две девушки. Одной он вручает цветы, а с другой танцует вальс. И так далее.
" Цветочек – это когда ты только-только привык к вальсу с привычными дамами и чувствуешь себя уверенно, и вдруг раз – выбор лишь каждый второй раз остается за тобой, мелодии становятся быстрыми, смена партнерш – тоже, времени отдохнуть нет, – делится мыслями Роман Шипенков, один из "новеньких". – Цветочек – это когда ты рад тому, что тебе вручили цветок; либо же рад тому, что именно с тобой выразили желание танцевать. Цветочек – это возможность выбора для девушек. Мне нравится "цветочек", одним словом. Что-то есть такое в его правилах... Никто не остается обиженным".
"Вальсы дают какое-то иное ощущение жизни. Я занималась в клубах спортивно-бальных танцах, но там вальс – это другое, это спорт, это работа. Важна правильность выполнения фигур, их сложность. Музыку зачастую, особенно на тренировках, подбирают не столько "для души", сколько по скорости, – говорит Александра, – в итоге на втором курсе я забросила бальные танцы, ибо всегда хотела танцевать только для своего удовольствия, а не ради спортивных достижений и сожженных калорий. Здесь же вальс свободен: ты танцуешь под ту музыку, под которую у тебя сердце поет – под "БГ" или под Кобзона. Каждый под свое. И танцуешь так, как тебе хочется – в классической позиции или в свободной. Танцуешь, как живешь".
Фото А. Зырянова
/>