Начнем с изучения предварительного Плана застройки временного поселка строителей, датированного 27 декабря 1957 года. В нем значится: «…22 типовых жилых дома (типа) Щ-7 с индивидуальными приквартирными участками 0,03 гектара на каждую квартиру (0, 12 гектара на каждый дом…)». Все – одноэтажные.
Сам проживал в таком вместе с родителями, прабабушкой и кошкой. Действительно, данные строения собирались из деревянных щитов, как и сопровождающие их сараи для хранения всякой домашней утвари.
Движемся по карте дальше. Другая заметка на ней: «Участок щитовых жилых домов Щ-4 (9, 5 гектара).» На практике эти дома оказались без огородиков – палисадников, в два этажа и брусчатые.
В Генеральном плане образца 1960 года, выполненном мастерской «Сибакадемпроект», бок о бок с домами Щ-4 идут дома типа Б-4А, тоже из деревянного бруса. Обе разновидности упомянутого жилья представлены в разделе «Временные жилые дома строителей».
Из истории микрорайона «Д»
Но зона «Д», куда входил и одноименный микрорайон, и Юнгородок, и деревня Чербусы, у проектировщиков была на положении падчерицы. С одной стороны, она сразу вошла в состав Научного городка под обозначением «коммунально-складская». А вот с другой…
В советское время существовала авторитетная в своей сфере Академия строительства и архитектуры (сокращенно – АСиА СССР). Там весь профильный «бомонд» обсуждал, критиковал, направлял, давал рекомендации и выносил вердикты по вновь создаваемым проектам, касающимся всех сторон жизнедеятельности страны.
Уделили мэтры внимание и Академгородку, только обретающему очертания. В июле 1959 года, в разгар жаркой и долгой полемики по его Генплану, представители АСиА категорично резюмировали следующее: «…нежелательность развития поселка строителей как самостоятельного, заранее обрекаемого на третьесортное решение градостроительных, архитектурных и строительных вопросов застройки…».
Далее: «… развитие зоны «Д» нельзя допустить. Это – вопрос принципиальный…». Но в документах также было сказано: «…развитие [Научного] городка целесообразно направить в сторону городка строителей…». Какие из этих выводов комиссии прижились, а какие, нет, сейчас установить сложно.
Связь Щ с Ленинградом
Следующим пунктом становится история домостроения. Она сохранила еще несколько примеров присутствия предмета нашего разговора в обозначении разновидности жилищного фонда.
В тогдашнем Ленинграде, начиная со второй половины 60-х годов прошлого века, велась активная застройка многоквартирников из кирпича серии Щ–5416. Количество этажей – 12-15.
Эти и наши дома вычерчены на одном кульмане. Их автор – «Ленпроект». Именно тогда стало складываться понятие «современный мегаполис» и эта серия для своего времени была прорывом в отрасли возведения жилья. Значит, град Петра и шестая часть Советского района – побратимы?