- Что же должно было случиться, чтобы девушка взяла в руки клюшку и вышла на поле играть в хоккей?
- На самом деле, начало моему хоккею было положено совершенно случайно, чуть больше трех лет назад. Познакомилась на дне рождения у подруги с хоккеистом. Он меня пригласил на тренировку – посмотреть, как они играют. А я – заядлый фотограф. Разумеется, поехала туда с фотоаппаратом. Но съемка вышла неудачная. И тогда я озадачилась: почему не могу сделать нормальные кадры? Это подстегнуло меня, стала ездить на хоккейные тренировки и матчи, где училась снимать хоккей. Затем мне захотелось новых ракурсов. Я достала свои фигурные коньки и вышла на лед. Ребята мне как-то предложили попробовать с ними поиграть. Стали показывать, объяснять, что к чему… Природная тяга ко всему новому взяла верх – я скрупулезно все старалась усваивать. За старательность мне подарили клюшку и хоккейные коньки – старые, большие. Постепенно я «обросла» собственной хоккейной формой. Ударилась коленом на льду – купила щитки на ноги, локоть повредила – и вот уже бегу в магазин за очередной защитой. Интерес к хоккею разгорался все больше.
- Тяжело в учении – легко в бою?
- Это не про хоккей. Здесь тяжело и в учении, и в бою. В начале для меня самое сложное было – это удержать в голове все правила игры. Раньше же я хоккеем не интересовалась вообще. И сначала постоянно веселила своих товарищей по команде глупыми вопросами: А какого цвета форма должна быть? Что делать, если на тебя летит соперник, а тебе страшно? И так далее. Сейчас, три года спустя, уже понимаю, что к чему. А поначалу, когда выходила на поле, такая каша в голове была: туда нельзя, так можно, а так – уже непонятно. Мне многое прощалось, потому что я девушка: «Ай!!! Ну… ладно, играем дальше. Настя запуталась опять!». Ко мне на поле со стороны всех игроков было бережное отношение. По косе, торчащей из-под шлема, меня всегда легко было идентифицировать. Так что жестких толканий в отношении меня не происходило.
- Получается, что тренера как такового не было?
- Я потом стала ходить заниматься к тренеру Сергею Губину. Он поставил мне правильную технику катания. Тогда же познакомилась с девушкой-вратарем Дарьей Шамовской, которая играет практически на профессиональном уровне. Однажды она попросила меня пофотографировать ее на тренировке. Так я познакомилась с новосибирской хоккейной командой «Мамонты», в которой вскоре стала тренироваться. Они играют в Лиге любительского хоккея Новосибирска. Я считаю, что это лучшая лига для любителей в нашем городе. В Новосибирске на самом деле очень много хоккейных команд – в каждом вузе и чуть ли не в каждом дворе.
- «Мамонты» – женская команда?
- Нет, кроме нас с Дашей, в ней играют только мужчины. В Новосибирске есть лишь одна женская хоккейная команда – «Гризли». Я одно время тренировалась с ними, но далеко до них ездить из Бердска – тренируются «Гризли» на ДК имени Кирова, только зимой. Тренировки проходят либо поздно вечером, либо рано утром – тоже неудобно. Кроме того, надо понимать, это – дружный женский коллектив, надо еще приложить усилия, чтобы туда вписаться. Лично мне с парнями найти общий язык проще, чем с девушками.
- В каких турнирах уже приходилось играть?
- Зимняя лига – турнир для любителей. Мы играли на «живом», природном льду. География Зимней лиги довольно обширная – на эти турниры со всей Новосибирской области съезжаются хоккеисты-любители. Пришла я туда однажды, увидела знакомое лицо из команды «Динамо». Вот к ним и присоединилась. Мы очень ловко прошли вместе сезон 2014–2015 гг., мне много давали поиграть. Когда народу было мало, я играла от начала до конца, причем и в защите, и в нападении. Больше всего нравится играть в качестве защитника, но для этого надо набраться опыта и мастерства. Защитник, чтобы не пропустить шайбу, должен думать сразу за всех, кто на поле. Нападающим в этом смысле проще играть.
- А как же «Мамонты»?
- Я понимаю, что по уровню я немного не дотягиваю до «Мамонтов». Если девушку-вратаря никто не тронет, то с полевым игроком в процессе игры может случиться что угодно. Даша – профессионал, она может играть на турнире. А я с ними не могу, так как не дотягиваю по уровню, это просто опасно для здоровья. Поэтому тренируюсь я с «Мамонтами», а играю – с «Динамо».
- Хоккей – достаточно жесткий и динамичный вид спорта. Падения неизбежны?
- Да, падения случаются часто. Но хоккейная форма – она тем и прекрасна, что защищает все. Наколенники, налокотники, нагрудники… Форма полевого игрока-любителя не очень тяжелая – 10–15 кг. У меня самые простые и легкие вещи. Профессиональная форма, конечно, тяжелее. Там другие нагрузки и другие технологии. Зато форма вратаря – очень тяжелая. Неимоверно трудно в ней двигаться, а вратарь постоянно находится в движении. Это только с виду кажется, что он стоит на одном месте. Я пробовала играть вратарем – Даша делилась со мной своей формой. Она неудобная, а еще надо стоять все время наклонившись – в правильной вратарской стойке. Уже через пять минут в таком положении начинает болеть спина. Нужно постоянно двигаться, следить за игрой. Вот давайте посчитаем, в большом хоккее матч делится на три периода по 20 минут чистого времени. Каждый раз, когда какая-нибудь внеигровая ситуация, время останавливают – после гола или нарушения правил. И снова запускают время, только после вбрасывания шайбы. В любительском хоккее играют с «грязным» временем. Вне зависимости от того, что происходит на льду, период длится 15-20 минут - итого час на всю игру. А в профессиональном хоккее игра может и два, и три часа длиться. Представляете, какая нагрузка!
- Травмы случались?
- От хоккея у меня оставались только синяки. А вообще, вот буквально в октябре мне сделали операцию по удалению кусочка мениска. Но это не из-за игры в хоккей. Просто жизнь с самого детства била меня в колени: волейбол, баскетбол и детский паркур – прыжки по гаражам за школой. Я думала, после операции быстро встану обратно в строй, но до сих пор хромаю.
- На девушку-хоккеистку, наверное, часто обращают внимание?
- Да, уж чего-чего, а этого в достатке! Когда идешь на тренировку в форме, прохожие смотрят на тебя, как на розового слона! «Вы что, правда, играете? Это точно ваша форма?». Друзья и знакомые привыкли быстро. По-доброму иногда подшучивают, дают полезные советы, что-то показывают, чему-то учат.
- Где планируешь тренироваться этой зимой, когда восстановится колено?
- Для себя мне удобно играть в хоккейной коробке в Академгородке, между Торговым центром и Цветным проездом. По понедельникам и четвергам там постоянно тренируются хоккеисты-любители, в том числе и дети. Туда всю форму даже не обязательно возить, достаточно брать с собой щитки, краги и клюшку.
- Что дальше: дорасти как хоккеист до более профессионального уровня? Или травма уже не позволит?
- Конечно, чтобы добиться больших успехов в хоккее, надо этим заниматься углубленно и целенаправленно, отбросив все лишнее. А я как попрыгунья-стрекоза: тем позанималась, этим позанималась. Все хочется попробовать в жизни! Есть только два занятия, которые прошли у меня испытание временем –фотография и парусный спорт. Я уже больше половины жизни под парусом, регулярно принимаю участие в соревнованиях и занимаю призовые места. Еще одна моя любовь – туризм. «Турить» я начала еще до рождения, так как у меня родители – туристы. На беговые лыжи я встала в то же время, как начала ходить. Раньше много ходила в горные походы по Алтаю, участвовала в туристских марафонах. Самый жесткий марафон по спортивному ориентированию был в 2009 году – мы тогда с командой прошли по лесу с компасом в руке 96 км за 30 часов (без сна). Также в «послужном» списке у меня роуп-джампинг, скалолазание, альпинизм. Получила значок «Альпинист России… Всего понемногу!
- Выходит, хоккей – просто интересное времяпрепровождение?
- В хоккее очень хорошая и динамичная нагрузка, этим он мне и нравится. Активно шевелишься, бегаешь, хорошо дышишь. После тренировки всегда ощущается приятная усталость. А еще это прекрасный антистресс после рабочего дня. На тренировке побегал, потолкался –дал выход негативной энергии. Потом очень хорошо и спокойно на душе!
Алёна Мартынова