- Вы пришли в большой спорт, когда вам уже исполнилось 50 лет. Почему так поздно? Чем занимались до этого?
- Начну с того, что с 7 класса я занимался греко-римской борьбой. Мне нравилась борьба, стал побеждать в соревнованиях. Но в 9 классе в результате неудачного броска у меня была сломана ключица. На борьбу я ходить уже не мог. А все одноклассники тогда бегали на лыжах. Так и я встал на лыжи. Помню, мне тогда был непонятен принцип: в борьбе ты видишь своего соперника, а в лыжном спорте – бежишь и бежишь, лыжня одна. С кем бороться-то? Как распределять силы?.. После школы была армия. Меня обещали взять в Спортивный клуб армии, но обманули и во флот отправили. Лыж там не было. После армии про лыжи уже почти не вспоминал. Но бывший одноклассник Володя Фоминых затянул меня в лыжный спорт снова. Серьезно я стал заниматься лыжами, когда устроился работать токарем в Институт ядерной физики в 1981 году. Здесь лыжная секция всегда была крутая. И там были очень опытные лыжники, у которых можно было чему-то поучиться – Пелеганчук, например. Большую пользу мне принес Алексей Зеленцов. Очень сильный был лыжник, входил в сборную области по лыжному спорту. И когда я стал кататься с ним в паре, у меня заметно улучшилась техника. Еще и лыжи купил себе хорошие – импортные. На первенстве области занял 6 место. Мне тогда уже было 28–29 лет. Как раз начиналась горбачевская перестройка – возрастных спортсменов уже не брали никуда. А я-то надеялся, что вот сейчас выполню норматив – меня в сборную области возьмут. Но нет! Не важно, как бежишь, берем только молодежь. И я после этого с лыжами завязал полностью. Уехал на заработки на север.
- И после этого до 50 лет совсем на лыжи не вставали?
- Почему же? Я бегал в свое удовольствие, но к соревнованиям не тренировался. В спорт вернулся неожиданно – в 2001 году. Мы с подругами гуляли на лыжах. Смотрим – идут соревнования. А меня же там все знают, помнят. Кричат: «Ну, давай, Коля, стартани!». А у меня с моих последних стартов 18 лет прошло. «У меня номера нет!» – пытаюсь отшутиться. Судья записал меня, пришлось бежать 10 км классикой. К финишу пришел в хвосте таблицы. «Чайники» и те меня обошли. На следующий день во втором туре еще хуже результат. И я тогда озадачился: ну ничего себе, а здоровья-то нету! Я-то думал, что здоровый! И это меня подстегнуло. Стал тренироваться к следующим соревнованиям (дистанция 30 км), которые должны были через две недели состояться. На тренировке открыл для себя, что даже 20 км не могу проехать! Трясет всего. И какая-то чернота отхаркивалась – настолько зашлаковался организм, что всякая гадость в легкие набилась… Эти 30 км на Гонке мужества я пробежал с шестым результатом. После этого появилась уверенность в себе: пробежал в 50 лет, да еще и на старых лыжах, а все на новых. После этого я стал тренироваться - регулярно бегать и летом, и вечером. Купил хорошие лыжи, мази.
- Расскажите, как в вашем возрасте можно попасть на всемирные соревнования?
- Уточню, что это соревнования среди ветеранов (с 30 лет и старше), в них участвуют только любители. Спортсмен, выступавший в составе сборной на профессиональном уровне, допускается на эти соревнования не раньше, чем через год после окончания спортивной карьеры. В 2002 году у меня был переломный момент, на первенстве Сибири. Я же только начал бегать. Меня никто толком не знал, даже не включили в первый состав, который участвует в общекомандном зачете (туда отбирают сильнейших), поставили во второй состав. Я выиграл первую гонку. Наши тогда еще сокрушались, что не взяли в первый состав меня, ведь я мог бы больше очков принести. А так команда не выиграла. На следующий год я уже поехал на Первенство России в Пермь. Четвертым и третьим номером приходил на гонках. Зато в 2004 году я одержал победу на этих соревнованиях – на дистанции 10 км. После этого стал готовиться к Международному Кубку мастеров (МКМ) по лыжным гонкам в Красногорске. На тех соревнованиях пролетел я, как фанера над Парижем, к финишу пришел 11-м. Результатом остался не доволен.
- Взяли потом реванш?
- Взял, но не сразу. Только в 2012 году я снова попал на МКМ в Обервизенталь (Германия). Снова в десятку лучших не попал. Зато в 2014-ом на этой же гонке, только в Австрии почувствовал, что конкурентоспособен – стал пятым в личном зачете, отобрался в эстафетную команду. Кстати, многие стремятся попасть в эстафетную сборную. Когда бежишь в личном зачете, тебе нужно обязательно прийти вторым среди своих, если ты третий – автоматически вылетаешь из соревнований. А в эстафете не так важно, каким ты пришел: медаль, скорее всего, все равно получишь, потому что эстафетная сборная России довольно сильная. Заняли тогда второе место. Победу на МКМ мне удалось одержать в этом году. Соревнования проходили в Сыктывкаре. На дистанцию 10 км вышли 48 спортсменов со всего мира. Все сильнейшие собрались. Немец Фергинанд Краллер – вообще непобедимый. Алексей Хвостов из Бийска ни разу без медали не приезжал. Среди россиян лыжники были мощнейшие. Но я как-то легко выиграл, мне даже дистанция короткой показалась. Чувство было, что не выложился до конца. До сих пор эта эйфория от победы. Все сложилось: и форма была хорошая, и физическое самочувствие, и лыжи работали отлично – со смазкой повезло. Сейчас вовсю готовлюсь к МКМ, который пройдет 2 февраля 2016 года в Финляндии.
- Чем отличается любительский лыжный спорт от спорта профессионального?
- Во-первых, в профессиональном спорте лыжники получают зарплату. Во-вторых, они сидят на госбюджете – им обеспечивают питание, закупают спортинвентарь, оплачивается дорога на соревнования, еще и за участие в крупных соревнованиях получают премии. А разрядные нормативы одинаковые.
- А у вас сейчас какой разряд?
- Мастер спорта Российского любительского союза. Есть еще мастер спорта России, но это для профессионалов.
- Кстати, о финансовой стороне спорта: за свой счет ездите на соревнования?
- Нет, обычно спонсоры помогают. Приходит письмо из Москвы, что я включен в состав сборной страны по лыжным гонкам. Для того чтобы туда попасть сейчас, нужно войти в шестерку лучших на Первенстве Сибири и в десятку – на Первенстве России. А я автоматически прохожу каждый год. Это письмо подтверждает твой спортивный статус, спонсоров найти легче.
- Вы катаете и классикой, и коньком?
- Сейчас я сконцентрирован только на классике. Чтобы совмещать классику и конек, надо прыгнуть выше всех. Это высший пилотаж – выигрывать и в классике, и в коньке.
- Есть такое расхожее выражение: «Физкультура лечит, а спорт калечит». Когда всерьез занялись лыжами, вы стали болеть чаще или реже?
- Я за всю жизнь редко болел. Почему люди простывают на лыжах? Потому что неправильно одеваются на тренировки. Оденешься в мороз тепло, подвигался – вспотел. Одежда намокает, охлаждаешься. С горки едешь – обдувает тебя, и готов! Шапку правильно надо надевать, чтобы лоб и уши закрыты были. Я на руки еще легкие рукавицы надеваю. Будучи юным, обмораживался. А никто из инструкторов не беспокоился об этом.
- Что нужно для того, чтобы выигрывать?
- Первое и самое главное – это здоровье. Без здоровья не побежишь. Второе, должна быть нормальная техника передвижения, ты должен владеть телом. Третье,нужны качественный инвентарь и лыжная смазка. Четвертое, тренировки регулярные и разнообразные, чтоб ты от них получал удовольствие. Не надо сильно себя перетруждать, все должно быть в кайф. Пятое, меньше валяться на диване, а больше делать физические упражнения. Я живу сейчас на даче, каждый день проезжаю на велосипеде 20 км на работу в ИЯФ. Не катаюсь на нем, только когда очень сильный мороз или буран. Года четыре назад избавился от машины, когда разошелся в третий раз с женой.
- А дети есть?
- Да, я женился в 1971 году, через год родилась дочь Надежда, а еще через два года появился сын Владимир. Ни жена, ни дети спорт не любили. Еще у меня есть внук Дмитрий – ему 17 лет. Но к лыжам тоже равнодушен.
- Где сейчас тренируетесь?
- Чаще всего в Ключах и на лыжной базе имени Алика Тульского. Каждый раз болит душа, когда прихожу на Тульского.
- Почему?
- Понимаете, нет у нас своей лыжной базы. База Тульского построена в лихие 90-е, никаких документов на это здание нет. Она неофициальная, получается. Это здание никак нельзя приватизировать и открыть там школу. Можно было бы построить лыжную базу в 500 метрах от Конноспортивного клуба в сторону Поля чудес. Эта земля принадлежит СО РАН. Ее зарезервировали под строительство коттеджей. Там есть лыжня, все готово. Но надо, чтобы СО РАН согласились передать эту землю под организацию детских школ. Многие считают Академгородок лыжной Меккой. Но лыжной Мекки в городке уже нет, она умирает. Я очень переживаю, что в Академгородке нет детской спортивной лыжной школы как таковой.
- Погодите, но ведь на различных лыжных гонках выступают и дети?!
- Раньше была на базе Тульского детская школа, в том числе под руководством Валерия Ильичева, который воспитал члена сборной России, призера сочинской Олимпиады Илью Черноусова. Но потом эту школу оттуда просто выгнали. А в освободившемся помещении организовали женскую раздевалку для клиентов проката. Сейчас у нас с детьми занимаются только энтузиасты – Ирина и Олег Рыбкины. Но их занятия платные. Кстати, у Рыбкиных сын Володя – талантливый и рослый парнишка. Он выиграл Первенство России, где участвуют дети, с которыми занимаются профессионалы. А его с таким результатом даже не включили в сборную области, не поставили ни на какое финансирование. В итоге парнишку переманили в сборную Якутии. У себя в Новосибирске он оказался ненужным, а якуты взяли. Ездит теперь на спортивные сборы и растет как спортсмен. Так у нас все талантливые спортсмены и будут уходить, если не предпринять меры по развитию детского лыжного спорта в регионе. Почему я за это переживаю? Все просто – хочется передавать подрастающему поколению накопленный опыт. Чтобы смена росла!
Алёна Мартынова