Сергей Каминкин – бывший сотрудник правоохранительных органов, сейчас – специалист в отрасли металлообработки, а в свободное время и для души – Дед Мороз на новогодних праздниках. Бердчанин рассказал «Академ.Инфо», что мотивирует его перевоплощаться в бородатого волшебника, с какими предрассудками он столкнулся в своем творческом хобби и как опыт полицейской службы помогает ему вести новогодние корпоративы.
– Откуда растут ноги у Деда Мороза – как вы впервые оказались в этой роли?
– Все началось со школы. У меня были очень активные учителя: каждый год нужно было проводить концерты, ставить сказки, постановки, мюзиклы. Но никто из учеников особо не хотел этим заниматься: Бердск, нулевые, уже в подростковом возрасте все ребята серьезные и не горят желанием «быть клоунами». Я относился к праздникам иначе: меня это «прикалывало».
К тому же, я хорошо помнил свои эмоции от встречи с этими персонажами: однажды подошел к окну и увидел там реальных Деда Мороза и Снегурочку. Конечно, это батя кого-то подговорил, чтобы поздравить нас с сестрой. Они помахали мне и зашли к нам в гости. Я дико волновался, вспоминал все свои грехи, а потом подумал: раз они уже здесь, значит, мать не «настучала» Деду о моих шкодничествах, и подарки будут.
– В школе многих привлекали к творческой деятельности, заманивая, например, хорошими оценками – то есть была определенная мотивация. А во взрослом возрасте как решили продолжить это дело?
– Изначально у меня была совсем другая работа: долгое время я служил в МВД. Однажды мне позвонила знакомая – организатор праздников, которой требовалась замена Деда Мороза – ее партнер не смог участвовать в мероприятии.
Взрослая жизнь рутинна: в ней много дел и мало развлечений. Да и на работе в органах мне часто говорили: ты позитивный, с тобой весело, полиция – работа не для тебя: здесь много негатива. Так и случилось мое возвращение к истокам.
– В среде профессиональных ведущих есть такой термин – «дедморозить» – то есть вести новогодние праздники в образе Деда Мороза, и слово это имеет негативную окраску. Почему?
– Думаю, дело в менталитете: если девушкам больше по нраву переодеваться и перевоплощаться, то для парня это – значит быть клоуном, заниматься шутовством.
Все люди разные, у всех свое восприятие. У нас, россиян, вообще работать – синоним слова «пахать». Я и сам из рабочей семьи, мои родственники – простые рабочие люди. И когда ты надеваешь костюм, прыгаешь, веселишь людей и получаешь за это деньги – вроде как это несерьезно.
Наверное, мы не увидели много хороших Дедов Морозов как раз из-за таких предрассудков: люди просто постеснялись сыграть эту роль. Хотя на самом деле это не так просто: уметь импровизировать, владеть своими эмоциями, иметь профессионально поставленный голос.
К тому же, в умах тех же артистов куда круче сыграть какого-нибудь Джейсма Бонда и прочие статусные образы. Но с точки зрения искусства и актерского мастерства очень важно, как именно ты сыграешь роль: можно быть самым лучшим Дедом Морозом в России, а можно быть посредственным ведущим праздников, зато без «клоунады» и переодеваний. И что лучше?
– Дед Мороз – работа сезонная. Насколько это выгодно с коммерческой точки зрения – вести новогодние праздники?
– У всех свое понимание выгоды. Как считаю я: это не напряженная физическая работа, по типу грузчика, металлурга или шахтера. Тут больше интеллектуальная и эмоциональная деятельность. Где-то нужно выслушивать кучу негатива, а на праздниках ты купаешься в позитиве, а тебе еще за это платят деньги.
В декабре можно зарабатывать около 100 тысяч рублей, если все делать правильно: выстроить логистику, подбить мероприятия в графике одно за другим. Например, в прошлом году чисто за 31 декабря я заработал 35 тысяч рублей – в ту ночь Новый год мы со Снегурочкой встретили прямо в машине по пути на следующую заявку.

– Дети и взрослые – это две разные аудитории. Какие интересные случаи вы запомнили, работая на детских и взрослых новогодних праздниках?
– Однажды мы пришли на квартиру поздравлять ребенка, а там весь дом был стилизован под Человека-паука: обои, интерьер, игрушки. Нас вышли встречать родители в костюмах Человека-паука, не говоря уже о малыше. И желание мальчик загадал, естественно, чтобы к нему пришел его любимый персонаж. Я был приятно удивлен, когда увидел семью, которая так дружно поддерживала увлечение своего ребенка – они меня впечатлили.
Со взрослыми работаешь в основном на корпоративах: там люди бывают слегка (и не слегка) выпившие, поэтому иногда себя не контролируют, но это тоже часть работы. Вообще служба в полиции настолько подготовила мою психику, что на взрослых праздниках я легко разрешаю любые конфликтные ситуации.
– Чем конкретно служба в органах помогла вам в ведении новогодних вечеров?
– Полицейские в основном работают с негативно настроенными людьми, провокаторами. В органах приходилось применять всю свою выдержку, проявлять максимум адекватности.
Из работы в полиции я знаю, что в любой толпе – например, митингующих, – есть зачинщики. Это люди, которые умеют вести других за собой, провоцировать, выводить на эмоции, подстрекать. Я умею сразу вычислять таких личностей, которые в перспективе могут проявить себя негативно, в том числе и на праздниках. Уделяю им внимание, даю выговориться, рассказать стишок, сказать в микрофон какой-то тост – к каждому нужен свой подход. Они получают свою порцию внимания, успокаиваются, и в дальнейшем праздник идет гладко для всех.
Все-таки праздник – это когда хорошо всем.
– Что вас мотивирует развлекать людей, в то время как самому можно оказаться на месте зрителя и наслаждаться праздником со стороны?
– Эмоции. Особенно детские: если маленькому человеку больно – он плачет во весь голос, если ему хорошо – улыбается и радуется.
Деда Мороза все любят и хотят видеть: и взрослые, и дети. Все готовятся к его приходу. У наших зарубежных партнеров, например, есть традиция: класть в тарелочку печенье для Санты. Деду Морозу тоже достаются подарки: я храню все рисунки, которые мне дарят дети на праздниках – это очень приятно. Одна поделка висела у меня в машине на зеркале в качестве брелока.
Вообще, не только Дед Мороз, но и любой ведущий, тамада, концертмейстер – сам своего рода зачинщик, который должен уметь завести народ, повести за собой, поднять людям настроение и не только получить, но в первую очередь подарить другим праздничные эмоции и ощущения.
Ведь что такое елка, мандарины, гирлянды? Это атрибуты, с помощью которых человек создает тот самый новогодний вайб.
– Из кого, по вашему опыту, получится хороший Дед Мороз, который сможет создать людям праздничное настроение?
– Это должны быть эмоционально легкие люди. Ведущий без праздничного настроения – человек, у которого определенно есть проблемы с энергией, рядом с таким Дедом Морозом гостям будет неуютно.
Думаю, не столь важно, есть ли у тебя специализированное образование – актерское или режиссерское, ведь это лишь инструмент. Кто-то учился, а у кого-то есть талант – второй будет выгодно отличаться, иметь преимущество. Человек без профессионального театрального образования может очень понравиться людям, как говорят, «стрельнуть», «зайти» аудитории, если он позитивно настроен.
Так что тут многое зависит от качеств личности, морально-психологической составляющей человека и его готовности своей энергией делиться.
