5 марта в Доме Ученых покажут ее мюзикл «Рождение звезд»: постановку уже видели зрители в Новосибирске, но для родного Академгородка показ будет премьерным. Автор спектакля рассказала, почему в основу сюжета легли сказки популярного в Латинской Америке боливийского писателя, для чего заставлять зрителей плакать и почему Академгородок – благодатная среда для культурного развития.
– Татьяна, идея поставить мюзикл пришла к вам еще в раннем детстве – как это произошло?
– С детства я любила все, что связано с театром, писала песни. У папы было много командировок, он всегда брал меня с собой, мы часто путешествовали. Мне нравились разные культуры, города, страны – они производили неизгладимое впечатление, сильно развивали фантазию.
Как-то раз у папы на работе – он тогда трудился в Вычислительном центре – проводился семейный спортивный праздник. Кататься на лыжах я не очень люблю – больше предпочитаю коньки, но тогда каким-то невероятным образом не только поучаствовала, но и выиграла лыжную гонку на базе Алика Тульского среди третьеклассников.
За победу мне подарили книгу «Рождение звезд» Оскара Альфаро. Не знаю, где организаторы взяли произведение боливийского писателя – обычно в советское время дарили книги по типу «Тимур и его команда».
В каждой из маленьких сказок сборника была своя философия, мне хотелось их обсуждать, сделать постановку с подружками во дворе – но тогда идея не нашла отклика.
– Некоторое время вы не были связаны с театральной сферой. Как случилось ваше возвращение к мечте детства?
– В моей жизни были университет, освоение профессий, журналистика, работа на радио – деятельность так или иначе была связана со словом, с текстом, с песнями.
Когда я начала сотрудничать с крупными компаниями, которым нужны были шоу-конференции на десять тысяч человек, и была задача эту публику удивлять, мне приходилось не только руководить этими мероприятиями, но и режиссировать. Оказалось, работа на крупных событиях с использованием возможностей больших залов – это прямо мое.
Тогда я всерьез заинтересовалась режиссурой. В 2019 году побывала на мастер-классе Даниэле Финци Паски в Санкт-Петербурге. Там собрались режиссеры, делающие не стандартные драматические спектакли со стенографией, а невероятные постановки с огромными ростовыми механизмами, фигурами.
Я посмотрела спектакль «Донка» Финци Паски по произведению Чехова – оказалось, наши представления об этом мире полностью совпадали. Там были необычные декорации: огромные свисающие качели, движущиеся модули – впервые в жизни я не уснула на театральном представлении. Масштаб был серьезный, ведь Финци Паска ставил, например, шоу закрытия Олимпиады в Сочи.
В 41 год я поступила в Новосибирский театральный институт на режиссуру, отлично провела там время. Но стандартная драматургия оказалась не моей историей: мне из любой пьесы хотелось сделать открытие Олимпиады. По-моему, мало кому из наставников нравились мои пышные трактовки – и это нормально.
– Вдохновившись грандиозными постановками, вы вернулись к произведениям боливийского писателя?
– Когда я решила заниматься крупными формами и интересными реализациями, то, конечно, вспомнила сказки Альфаро. К тому времени у меня был большой опыт написания сценариев для известных сериальных франшиз. Я объединила сказки в одну, переработала написанный еще в школьные годы сценарий, добавив арки героям – даже у самых плоских появился внутренний прогресс.
Каждая песня мюзикла прописана так, что ее можно слушать вне контекста постановки – всего их девять. В итоге получилась занимательная история. Критики именитых новосибирских театров высоко ее оценили: сказали, это новое слово в семейных спектаклях.
– В основе мюзикла – сказки. Делает ли это постановку исключительно детской?
– В спектакле хорошо проработана драматургия, получилось много разных пластов. Для подростков был прописан свой едкий, саркастический пласт, над которым они смеялись, при этом он не был заметен маленьким детям и взрослым. Думаю, для семей это будет открытием: и папа не захрапит, и мама не будет сидеть в телефоне, и ребенок не будет ковырять в носу – все будут смотреть на сцену.
Спектакль не решит глубоких социально-нравственных проблем, но позволит отдохнуть от висящего в воздухе напряжения. Он яркий: там есть лазерное шоу, в песочной технике рассказывается про рождение государства инков. Мюзикл сделан современно, клипово: внимание зрителя удерживается все новыми цветовыми и композиционными решениями.
– Вы упомянули о глубокой философской идее каждого из произведений Альфаро. Какие можете привести примеры?
– Есть в мюзикле такой герой – броненосец Киркинчо, который всю жизнь мечтал петь, но стеснялся. Чтобы начать, нужно найти школу, учителя, пройти курсы, считал он. Оказалось, все это – мимо: чтобы начать петь, нужно просто запеть.
И когда он, наконец, поет – а песня его называется «Здравствуй, моя мечта» – в декорациях появляется розово-оранжевая заливка, и синхронно с песней садится в море солнце. На этом моменте зал рыдает.
Такой прием сделан сознательно: если людей не встряхнуть, они так и будут забивать на свою мечту. Считаю, что мюзикл удался, если взрослые задумываются о мечте и начинают идти к ней.
– Спектакль называется «Рождение звезд»: это отвлеченное название, или оно имеет отсылку к происходящему на сцене?
– Поначалу кажется, это название попсовое. Но есть в спектакле такой герой, как любопытная моль Молли. Она никому не верила, поступала по-своему, а всех взрослых считала дураками. Она летит на небесный занавес, где разыгрывается театр теней, прогрызает его, и на нем появляются звезды. Моль боится, что ей попадет за проступок, но волшебник говорит ключевую фразу о том, что мы все находимся на своем месте. И без таких Молли, которые отрицают законы и делают все по-своему на дороге любопытства, – без них не рождается ни одна звезда.
С одной стороны Молли говорит, что была неправа, а с другой все понимают, что она нужна такой, какая есть. Здесь открывается еще одна ключевая тема: каждый – на своем месте, нужно идти дорогой своего дара.
– Можно ли назвать ваше произведение автобиографичным?
– Каждая песня – будто мой диалог с миром, каждый герой – часть меня, которая пытается что-то выяснить, пока еще есть возможность. Я и сама очень люблю талантливых людей, и всегда стараюсь помочь им оказаться на своем месте.
Когда я работала на радио, у нас в рекламном отделе была девушка с чудесным голосом – просто реченька. И сама по себе она была болтуньей. Я сказала ей: «Юля, зачем ты продаешь рекламу, ты же на радио работаешь, давай попробуем записать тебя?». После этого она стала радиоведущей. А ведь ей эта идея даже не приходила в голову!
Считаю, у каждого есть дар. И чтобы его найти в реальной жизни, нужно смотреть в глубокое детство. Спросить у мам, пап, дедушек и бабушек: от чего вас нельзя было оторвать в детстве? Взаимоотношения с людьми и с собой по-другому выстраиваются, когда идешь по пути своего дара. И неправильно, если человек его стесняется, вместо того, чтобы развивать и дарить другим.
– Считаете ли вы зрителей Академгородка особенной публикой, которая оценит идеи постановки?
– Я много, где жила, да и сейчас мы живем на два города: в Академгородке и Сочи. Несмотря на то, что в последнем есть образовательный центр «Сириус», очень развита среда социальная, культурная, работают бесплатные спортивные и танцевальные секции, которые ведут чемпионы мира, мой ребенок больше любит Академгородок, потому что здесь другие люди. Тут как кластер, все открыты, отзывчивы, готовы помочь друг другу.
Мы жили как-то в Колумбии – там люди тоже безумно хотят помогать, но природа помощи другая – они делают это от скуки. При этом там культ детей и пожилых – их никогда не обидят. Все будут стоять час в очереди на кассе и ждать, пока бабушка расплатится, зевать и скучать, но никто ей слова не скажет.
Но везде начинаешь скучать по уникальной академовской среде с ее высоким градусом начитанности и насмотренности – здесь люди многим интересуются, можно говорить театральными и кино-цитатами, и тебя поймут. Тут высокий уровень культуры семейного общения, родители прислушиваются к детям, а педагоги любят образовательный процесс.
Поэтому мы вернулись сюда, когда я начала писать свой мюзикл. Здесь я сижу у себя дома, смотрю в окно, играю на пианино Yamaha и чувствую себя самым счастливым человеком на свете.