В самом начале нечетной стороны Морского проспекта находится кофейня «Белый стриж» (White Swift). История этого заведения проста, как слеза аспирантки: раньше здесь была квартира, ее продали, затем вывели из жилого фонда и сделали точку общепита. Я здесь время от времени беру непатриотичный «Американо», а осенью 2021 года угощал кофе депутата Наталью Пинус, с которой обсуждали план совместных действий во время избирательной кампании.
Однажды кофейня была в топе новостей Новосибирска – здесь мужчина средь бела дня стырил картину «Наполеон в кедах». Пропажу заметили на следующий день, подняли скандал, устыдили вора, и он вернул картину назад.
В здании бывшего детсада на улице Академической, 5, где сейчас находится фитнес-центр МС2, в нулевые функционировал бар «Деканат». Как вы догадались, он был стилизован под аудиторию и вызывал приступы щемящей ностальгии у выпускников НГУ. В те времена, когда редакция «Академ.Инфо» находилась на улице Терешковой, я ходил сюда бизнес-ланчеваться. Как выяснилось, сейчас «Деканат» закрыт (видимо, все кто мог, уже отностальгировали), вместо него кафе «Формула еды». В этом заведении не был и ничего сказать не могу.
В комплексе зданий на улице Золотодолинской, 11 расположен ресторан Дениса Иванова «ТБК лонж». В названии отсылка к советским временам, когда в здании находился Торгово-бытовой комбинат, в который, если не ошибаюсь, входили диетическая столовая, детский молочный бар, магазин, детский кинотеатр «Калейдоскоп» и фехтовальный клуб «Виктория». Из всего этого набора во времена капитализма сохранилась только «Виктория». Что касается «ТБК лонж», то в свое время мне там регулярно назначали встречу представители бизнеса и политики. Могу сказать, что там очень дорого. Хорошо, что по счетам платила приглашающая сторона. Из всех блюд, которые там ел, запомнился суп зеленого цвета. Причем запомнился цвет, а не вкус.
В нулевые в пристройке к общежитию на улице Ученых, 8 некогда был ресторан. Названия не помню, был там один раз на деловой встрече. Ценник был гуманный, но народа в заведении не было (собственно говоря, потому и было выбрано такое место встречи). Сейчас здесь детский центр «Мирополис».
На пересечении улиц Золотодолинской и Ученых в советские времена было несколько культовых предприятий торговли. Со стороны Золотодолинской находился стол заказов. Для тех, кто знает СССР по современным сериалам, сообщу, что стол заказов был символом благополучия жителей Академгородка. Короче, это был магазин, в котором продавалось то, чего не было в обычных магазинах. Население закреплялось к определенным столам заказов по прописке или по статусу. На Новый год давали апельсины, и, представляете, даже мандарины! Но нынче этот продуктовый рай выглядит смешно.
Сейчас со стороны Золотодолинской находится фастфуд азиатской кухни «Манторуб». Это очень популярное заведение, здесь дают (за деньги) манты из рубленой говядины на тонком тесте, а также нежнейшуюсамсу. Будете проходить мимо – обязательно попробуйте.
А со стороны улицы Ученых рядом с хозмагом раньше был пункт приема стеклотары. Его очень любили студенты НГУ, которые после выходных сдавали здесь «пушнину» (пустые бутылки). Поясню: бутылка пива стоила 50 копеек, из которых 20 копеек составляла стеклотара. Пустую бутылку из-под молока принимали также за 20 копеек (не помню, это цена полулитровой или литровой бутылки). В общем, 10 сданных бутылок – 2 рубля. Стоимость комплексного обеда в студенческой столовой была 60 копеек, проезд в автобусе №8 – 6 копеек. В общем, основными поставщиками пустых бутылок были студенты, некоторые на этом зарабатывали рублей по 40-50 в месяц (то есть вторую стипендию).
Сейчас пункта приемы стеклотары нет. Его место занял ресторан «Кёльн». Довольно-таки хорошее заведение общепита. Причем летнее кафе по площади больше, чем стационарное. Летом 2018 года я здесь встретил знаменитого бойца ММА ДжефаМонсона, который почему-то вылез из багажника внедорожника. На вопрос «Как доехали?», он ответил на русском языке:
– Хорошо.
Завершает обзор общепита нечетной стороны ресторан Дома ученых. Если бы в ресторанной сфере существовала бы награда «Верность традициям», то, без всяких сомнений, лауреатом был ресторан ДУ. Я вам скажу так: пельмени в горшочке, которые ел там во время пандемии, по всем вкусовым качествам соответствовали пельменям в горшочке 1988 года.
Когда-то у ресторана ДУ был филиал в одном из коттеджей на улице Золотодолинской. Поскольку кухня была на первом этаже, то в ресторан на втором этаже еду поднимали на специальном лифте. Сейчас в этом коттедже живет семья академика Николая Похиленко, который отремонтировал здание за свой счет.
Буфет ресторана в Большом зале ДУ существует до сих пор, и многие академовские ценители культуры, прежде чем пройти в зал и насладиться игрой актеров или музыкантов, обязательно примут по 50 граммов коньяка. Говорят, от этого постановки и концерты обретают новое звучание.
Итог: пусть на нечетной стороне меньше ресторанов и точек общепита, чем на четной, но зато каждое заведение имеет свою изюминку.
Хотя бы потому, что там был я.