Старожилы Академгородка рассказали в соцсетях историю пяти кедров, высаженных в память о погибших в 1987 году на Обском море пятерых школьниках.
Историю напомнил подписчикам Андрей Степанов. Она попалась ему на глаза во время поиска информации о строительстве пристройки к лицею №130 в Академгородке. В 2019 году в зону застройки попали пять кедров, посаженных 35 лет назад в память о трагедии на берегу Обского водохранилища.
«В СМИ тогда разразился спор о возможном сносе деревьев, которые в силу большого возраста могли не пережить пересадку. После обследования деревьев весной 2019 года специалисты Ботсада пересадили деревья на свою территорию. С тех пор о судьбе пяти кедров словно никто и не вспоминал. Прижились ли они на новом месте? Я решил отыскать их, а заодно предлагаю вспомнить ту историю с самого начала», – написал Степанов.
В 1987 году у шестиклассников возникла идея пойти на дикий пляж в пещеры, но многих не отпустили родители. Ушли в пещеры, выкопанные в глинистом берегу Обского моря, только пятеро мальчиков. Погибли они в тот же день, 27 сентября 1987 года: пошел дождь, и берег обвалился... Обнаружили детей и выкопали сами родители только на следующую ночь.
Кедры посадили весной 1988 года. Именные таблички, когда сажали деревья, решили не ставить: вероятно, потому, что если бы дерево не прижилось, это сочли бы плохим знаком.
Когда в 2019 году встал вопрос о пересадке, специалист Ботсада дал заключение, что «состояние деревьев разное: вариант того, что они приживутся – процентов 30, если будет подобрано правильное место. Это на самом деле кедровая сосна, и она любит более влажное пространство. Сейчас пытаемся их спасти». Обсуждалось три места для пересадки – другое место на территории лицея, улица Полевая 22 и Ботсад. Остановились на последнем варианте.
Участвовавший в пересадке один из одноклассников погибших рассказал, что в итоге деревья «пересадили в район Ботсада, рядом с одним из питомников. Были технические трудности. Так как деревья росли в тени, они были высокие и тонкие. Размеры их – где-то от 10 до 16 метров. А опыта работы с такими деревьями немного. В общем, те люди, которые их пересаживали, даже не гарантировали, что деревья удастся удачно довести, так как боялись, что они переломятся при транспортировке. Но всё прошло хорошо. Единственное, что самое большое дерево пришлось укоротить немного, подрезать верхушку. Потому что гидравлика на технике не справлялась: не могла вытянуть его».
С момента пересадки деревьев прошло пять лет. Андрей Степанов решил отыскать их.
«На фото с мест пересадки из СМИ я узнал хвойные аллеи в конце улицы Васильковой (смотрите карту). Идентифицировать пять кедров было нетрудно. Четыре из них до сих пор подвязаны и выглядят здоровыми. А пятый – самый высокий, с обрезанными верхушками – к сожалению, погиб. На фото видно, что его ствол довольно низко раздваивается, и выше росли два дочерних – необычным вырос бы этот великан», – написал Степанов.
Конкретного места трагедии ему не известно, но комментаторы в СМИ указывают на Солдатский пляж, который теперь еще называется «Звезда». На зимнем фото видны обрывистые берега пляжа.
«Если кто еще что-то знает об этой или другой забытой истории – поделитесь. Это тоже история Академгородка. Когда мы ее помним, она определяет наше будущее, а когда забываем, она повторяется», – попросил автор.
На его призыв сразу откликнулись другие старожилы, которые смогли вспомнить детали случившегося.
«Очень хорошо помню. Мы учились в 3Б, и это были наши «шефы» из 6Б. Сидели на уроке у Нины Прокопьевны, в дверь постучали и попросили ее выйти. Там ей что-то сказали, раздался сильный рев. Через несколько минут она зашла обратно и отпустила нас домой. Потом были эти ужасные похороны с гробами на первом этаже в школе, куча народа и так далее. Очень врезалось в память. Очень жалко этих детей и их родителей», – написал Дмитрий Демин.
Алексей Диканский обратил внимание на то, что после трагедии на Обском море начались работы по сглаживанию этих обрывов, что бы их больше не подмывало море.
«На самом деле вода там подходила к обрыву в упор, так как там чаще всего никого не было, можно было довольно успешно ловить рыбу что под этими обрывами, что на Косе Молодежи, на Солдатском Пляже. Если Солдатский Пляж был сильно занят рыбаками, надо было идти под обрывы, и там получался весьма неплохой улов. Я не знаю конкретно, где они погибли, но пещера там, на моей памяти, была одна, глубокая, где можно было прятаться от непогоды, дождя. После этого случая, когда вспоминал, сколько времени мы проводили в этих местах – пещерах или пещере, мы смертельно рисковали каждый раз», – вспомнил он.
Андрей Загоруйко добавил, что смертельный случай был не первым: по его данным, в 1970-х годах там же погиб ученик школы №162 Владимир Бакакин, именем которого много лет называли шахматные турниры в Академгородке: он так же копал с друзьями пещеры.
Фото со страницы Андрея Степанова в Facebook*– проекта Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена