Первая весна принесла новой ячейке города неожиданные хлопоты: Новосибирск и соседний Омск начали соревнование под лозунгом «Зеленый миллион». Именно столько в каждом городе предстояло высадить деревьев и кустарников в 15-дневный срок. 18 мая 1958 года прошел общегородской воскресник, а уже на следующий день газета «Вечерний Новосибирск» поведала читателям: «В Советском районе он, фактически, сорван».
Нагрузку все-таки пришлось выполнять, о чем все та же «Вечерка» рассказала читателям 29 декабря. Отчитывался председатель райсовета депутатов Лев Лавров: «Проведены значительные работы и посажены более 100 тысяч деревьев и кустарников». Еще один депутат задал алгоритм дальнейших действий: «Озеленить улицы – это не только посадить деревья, но и вырастить их … Надо производить посадки обдуманно, с перспективой. Много посажено под проводами и через два-три года придется срезать их крону».
Месяцем ранее трудящиеся озвучили амбициозные планы на следующий год: «Предстоят большие благоустроительные работы как по городу науки, так и по гидроузлу … Планируется высадить 100 тысяч деревьев и кустарников, разбить скверы, облагородить парк строителей».
По окончании весеннего месячника первый секретарь райкома Юрий Лигачев рассказывал о появлении на территории «72 тысяч деревьев и 158 тысяч кустарников, или по две и четыре штуки, соответственно, на каждого жителя района».
Также в газете было сказано об «озеленении 12-километрового Советского шоссе 12 тысячами тополей и кленов пятилетнего возраста и создании зеленых островов в поселке Правые Чемы». На осень наметили 20 тысяч деревьев, 50 тысяч кустарников и парк на Шлюзе, вдоль берега Обского моря.
Определяющим фактором в те годы было количество единиц посадочного материала, а не виды пород, их сортность и качество.
Серьезные планы Сибирского отделения
Приступило к созданию зеленой инфраструктуры и вновь образованное Сибирское отделение. В составе Центрального ботанического сада организовали научно-производственный отдел «для обеспечения необходимого научного руководства озеленительными мероприятиями». Сумму финансирования обозначили в проектном задании на строительство Научного городка.
Планы были серьезными: цифры в разделе «Благоустройство» превышали значения в графе «Объекты энергетического хозяйства». Когда из Москвы вернулась утвержденная правительством смета, напротив «зеленой» строки наблюдалось что-то близкое к нулю.
Пришлось принимать нестандартные решения. Одним из примеров может служить улица Обводная, когда автомобильную дорогу на одном из ее участков проложили параллельно контурам опушки леса. Получилось своеобразное «три в одном»: серьезная экономия бюджета, соблюдение принципа максимального сбережения леса и озеленение.
Только этот ход никак не оценили коммунальные службы, предсказавшие большие трудности с будущей эксплуатацией этого равнинного серпантина, и комиссия архитектурно-планировочного сообщества, подвергнувшая жесткой профессиональной критике своих сибирских коллег.
Несмотря на наличие соответствующих структур, создание благоприятной среды шло очень непросто. Одной из главных причин, помимо дефицита средств, было отсутствие единого плана. Об этом говорилось на каждом крупном партийно-управленческом мероприятии. В сентябре 1960 года новый первый секретарь Марти Чемоданов утверждал: «На низком уровне осуществляется озеленение случайными породами деревьев, а работники академии не создают питомников с нужным ассортиментом саженцев».
«Посеяли траву, а выросла конопля»
СО АН старалось исправить ситуацию. Оценив руководство ЛОСом со стороны Ботсада как «неудовлетворительное», его переподчинили Управлению делами. Поближе, так сказать, к практической работе.
«На первых порах многое приходилось переделывать заново и не обходилось без курьезов: газон на теперешнем проспекте Коптюга готовили к сдаче особенно тщательно. Посеяли траву, а выросла …конопля. Пришлось снимать грунт и завозить новый», – такие строки можно найти в мемуарах Чемоданова.
По мере обретения опыта и структурных преобразований, ситуация постепенно выправляется в лучшую сторону. Начались качественные преобразования: в первую половину 1962 года было высажено 17 054 дерева и 113 471 единица кустарника, посеяно 152,3 тысячи квадратных метров газона.
Появилась практика информационного сопровождения посадок, разъяснительные публикации в прессе, привлекались к охране народные дружины, милиция, другие службы. От Ботсада срочно потребовали решить вопрос с поставкой высококачественного посадочного материала в необходимом ассортименте.
«Зеленое строительство» стало общим делом для жителей района. В том же году, согласно отчету Бюро райкома КПСС, за два месяца в нем приняло участие 63 тысячи человек. Тогда же руководителя профильного СМУ «САС» Федора Кудрявцева обязали «обеспечить высокопроизводительное использование в июле 500 студентов НГУ» на соответствующих работах.
Настроения того периода ярко характеризует заседание Президиума ученых, прошедшее 30 мая 1967 года. На нем первым и внеочередным вопросом рассматривали возможность привлечения ста человек из НИИ на один месяц в распоряжение «Сибакадемстроя» «для особо срочных дел – ликвидации строительных плешей». Вердикт вынесли положительный.
Появились тематические улицы: яблонево-рябиновая Золотодолинская, сиреневая Воеводского, сосново-берёзовый Морской проспект.
Что учли в Генплане
Важнейшим шагом стал выполненный на научной основе Генеральный план лесопаркового устройства и озеленения ННЦ (1967-1971 годы). Исполнением проектного задания руководили специалисты из разных областей. В документе было учтено буквально все: роза ветров, антропогенная нагрузка на экосистему, состав и структура почв, инсоляция и многое другое. Проектное задание было исполнено специалистами института «Союзгипролес», непосредственно работавшими на месте, а не в московских кабинетах.
Итоговый труд затрагивал 10 улиц и магистралей, места общего и ограниченного пользования, жилые кварталы, а количество рекомендованных и апробированных ландшафтных культур превышало сто разновидностей.
Коллектив ученых провел инвентаризацию зеленых насаждений, учтя не только каждое дерево и куст, но и даже газоны.
Проект актуален до сих пор, несмотря на все общественно-политические изменения. Вот один из итоговых выводов разработчиков: «В настоящее время в Академгородке нет ни одного крупного и хорошо организованного и благоустроенного парка или сада, очень мало скверов». Это было сформулировано более полувека назад, но ситуация существенно так и не изменилась…