В марте Советский районный суд Новосибирска вынес приговор 27-летнему мигранту Хушнуду Хамроеву за убийство школьницы в Нижней Ельцовке летом 2022 года. Убийство произошло на перекрестке, на глазах автолюбителей, которые не успели прийти на помощь 17-летней девушке, ставшей жертвой ревнивца. Но зато в его вине не было никаких сомнений: сцена убийства была запечатлена камерой автомобильного видеорегистратора. Во время судебного разбирательства выявились существенные пробелы в уголовном законодательстве: родители девушки неоднократно жаловались на угрозы от ее бывшего кавалера местному участковому полиции, но не получили никакой защиты. Убийцу суд отправил в колонию строгого режима на 15,5 года.
На 17 лет в феврале отправился в колонию строгого режима бывший боец ЧВК «Вагнер», напавший в мае 2023 года возле станции «Сеятель» на двух школьниц 11 и 12 лет. Девочки стали жертвами сексуального насилия, но остались живы. Насильник, как оказалось, ранее отбывал срок в колонии, но решил искупить свою вину, отправившись на специальную военную операцию. Уйдя с военной службы, он пошел на преступление и вновь вернулся в места лишения свободы.
38-летний новосибирец тоже хотел стать участником СВО, вот только воевать он хотел не на стороне России. А перед этим планировал совершить теракт под руководством украинских кураторов, а дома, возможно уже по собственной инициативе, выращивал коноплю. По данным ряда СМИ, осужденный – житель новосибирского Академгородка. 26 декабря его приговорили к девяти годам лишения свободы: первые четыре года он проведет в тюрьме, оставшиеся пять – в колонии строгого режима.
Намного большие сроки получили двое академгородковских ученых, обвиненных в измене родине. Директора Института теоретической и прикладной механики СО РАН, член-корреспондента РАН Александра Шиплюка Мосгорсуд приговорил в сентябре к 15 годам колонии строгого режима, его коллегу, ведущего научного сотрудника того же института Анатолия Маслова в Санкт-Петербурге приговорили к 14 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Оба суда не просто были закрыты для прессы и общественности: поскольку речь шла о секретных научных разработках, материалы дела в полном объеме были недоступны стороне защиты и экспертам, что породило недоверие к объективности судебного разбирательства. Какие именно деяния суд счел изменой родине – неизвестно.
Более мягкие приговоры получили другие ученые, попавшие под суд: экс-руководителя клиники Мешалкина Александра Караськова в апреле приговорили к 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима, его супругу и топ-менеджера клиники Ирину Бойцову – к трем годам. Приговоры стали итогом следствия по делу о хищении 20 миллиардов бюджетных рублей – эту сумму ученые-кардиологи сумели «отмыть», заключая контракты на поставку медицинских препаратов с подконтрольными фирмами. Третий осужденный по делу, заместитель Караськова кардиохирург Евгений Покушалов выслушал приговор ранее и в марте уже успел выйти на свободу условно-досрочно.