Кампус Академпарка задуман по принципу наукограда, только вместо исследовательских институтов – высокотехнологичные производства, вокруг которых возводится жилье для инноваторов. О жилом поселке кампуса «Горки Академпарка», его достоинствах и проблемах, «Академ.Инфо» писал неоднократно, а вот о сопутствующей промышленной площадке – нет, поскольку ее создание долгое время откладывалось.
Теперь первые производственные корпуса введены в строй, а гендиректор Академпарка Дмитрий Верховод уже рассказывает журналистам о сложном пути кампуса как об истории успеха.
«В 2015 году мы получили федеральное финансирование на строительство дороги (сейчас это улица Солнечная) и второй очереди скважинного водозабора и тогда же приняли на себя обязательство построить производственную площадку», – напоминает Дмитрий Верховод.
Найти инвесторов для строительства производственных корпусов сразу не удалось. В 2019 году, после проверки Федеральной счетной палаты, даже появилось предписание вернуть вложенные средства. Академпарку и его основному акционеру, Новосибирской области, пришлось основательно поработать над мастер-планом промзоны, а главное – технопарк стал пионером ее освоения, первое здание Академпарк был вынужден возвести сам, на собственные средства.
«После этого нашлись инвесторы на все оставшиеся участки, а на площади в 3 гектара предстоит построить 13 тысяч квадратных метров производственных площадей, минимальный объем инвестиций – миллиард рублей», – уточняет Верховод.
Что такое шпиндели?
Компания «Шпиндель сервис», резидент Академпарка и арендатор производственных площадей в здании на улице Нобеля, вписывается в образ высокотехнологичной компании кампуса. Ее основатели, супруги Татьяна и Михаил Шипиловы, живут здесь же, в «Горках Академпарка». Свое предприятие Spindel Service основали еще в 2010 году. Тогда в Россию массово ввозили импортные станки – переоснащали морально и физически устаревшее советское производство. Руководство самых разных предприятий быстро столкнулись с проблемой – у станков изнашивались шпиндели.
Для тех читателей, кто далек от техники, поясним: шпиндель – это вращающийся вал, который соединен с мотором и позволяет вращаться закрепленному на нем инструменту, например, фрезе или сверлу. Впрочем, шпиндель в современном станке – довольно сложный объект, неотъемлемый от двигателя.
«Шпиндель – не просто передатчик крутящего момента, но и двигатель с интегрированными системами охлаждения, гидравлики, механизмами, датчиками, сенсорикой, обеспечивающий контроль и фиксацию инструментов, управление скоростью вращения», – поясняет Михаил Шипилов.
«Шпиндель – как мотор в автомобиле, это сердце любого станка», – дополняет Татьяна Шипилова.
Проблему износа шпинделей сначала пытались решать визитами западных специалистов, отправкой деталей на ремонт в Европу, но получалось долго, дорого и неудобно. В итоге на западных предприятиях начали обучать российских инженеров, одним из которых стал выпускник НГТУ Михаил Шипилов. В Новосибирске он основал компанию Spindel Service, которая сначала снимала производственное помещение в центре города, а в 2016 году стала резидентом Академпарка.
«Обосновались на территории первой производственной площадки на Николаева, 15. Рядом производственные партнеры, было очень комфортно. Но мы расширялись, арендовали еще одно помещение, через дорогу, потом даже контейнер на улице появился... Около года искали пространство для переезда. Рынок диктовал, что нужно быстрее двигаться», – вспоминает Татьяна Шипилова.
Производственное помещение в кампусе Академпарка стало для них подарком судьбы. Заявку на аренду сразу одобрили, затем они два года ждали окончания строительства производственного корпуса. Теперь здесь на 1,5 тысячах квадратных метров свободно расположились механический, электромеханический участки компании, сервисная служба, участки сборки, демонтажа, склад и даже офисное пространство.
«После переезда у нас в три раза выросла производительность, вдвое увеличилось число рабочих мест, закупили дополнительное оборудование», – перечисляет Михаил Шипилов.
Когда изнашивается шпиндель
Компания расширилась вовремя: введенные в отношении России санкции западных стран сделали практически невозможным закупку зарубежных станков и комплектующих к ним. Оборудование эксплуатируется, что называется, до последнего. Но когда изнашивается шпиндель (а он, как правило, выходит из строя первым), станки, чья стоимость может достигать 50 миллионов рублей, оказываются просто бесполезным хламом. И вот тут приходит на помощь Spindel Service.
«Мы можем изготовить любую деталь и даже полностью воспроизвести узел, сделать копию любого шпинделя», – уточняет Татьяна Шипилова.
Приходящие к ним сломанные шпиндели поступают сначала на участок демонтажа, где работают самые опытные инженеры: те, кто может составить чертеж сложного узла, определить, какой металл требуется для его создания, что требует замены, а что – ремонта.
«У нас 42 сотрудника, но готовые специалисты в нашем узком направлении – редкость. Приходится полгода работать с каждым новым инженером, чтобы он вник в тонкости производства», – уточняет Татьяна Шипилова, которая в маленькой компании еще и заведует кадрами.
Далее детали воссоздают на собственном производственном участке, точность – 2 микрона, это в 20 раз меньше самого тонкого человеческого волоса.
Сейчас небольшая компания уже готова перейти от ремонта к производству собственных шпинделей. Журналистам продемонстрировали сборку мотора к экспериментальному образцу.
«Пока это ручная работа, – уточняет Михаил Шипилов, – но если речь пойдет о десятках узлов, то, конечно, мы сможем автоматизировать производство».
Есть ли у компании проблемы?
Есть, причем они общие почти для всех резидентов Академпарка. Небольшие инновационные предприятия не могут вписаться в отечественный машиностроительный рынок, долгие годы ориентированный исключительно на закупки у гигантов западной индустрии. Компании-инноваторы просто не умеют искать заказчиков, не знают, что востребовано на рынке. Их потенциальные покупатели, крупные производственные корпорации, не уверены в новых партнерах, не знают о качестве продукции, да и просто недостаточно гибки для работы по новым схемам. На рынке они не могут найти друг друга.
Связующим звеном мог бы стать минпромторг, но и государственные структуры пока недостаточно развернуты к инновационным компаниям.
Присутствовавшая на встрече заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова начинает перечислять программы, в которых могут поучаствовать организаторы высокотехнологических производств, информационные базы, где они могли бы заявить о себе, выставки и форумы, где можно было представить свою продукцию. Но из ответов резидентов Академпарка становится очевидно, что понятной, четкой, надежной системы внедрения инновационных решений в промышленность пока нет.
Остается надеяться, что она появится хотя бы в ближайшие пять-десять лет. Именно столько, по словам Татьяны и Михаила Шипиловых, мы продержимся на отремонтированных импортных шпинделях.

