«Наша проблема не уникальна»
Ольга Пуртова – член садового общества «Вега-4» и бывший его председатель. По словам женщины, согласно новому закону, все дачные сообщества с 2019 года должны были перейти на безналичный расчет – оплачивать воду, свет, целевые взносы и прочее. В правлении СНТ не все этому обрадовались: председателю намекали, что будет лучше оставить все по-старому. Тогда она решила покинуть пост, чтобы нарушения закона не фиксировались за ее подписью.
Но новый председатель продолжил собирать деньги наличкой. Из-за этого садоводы не могли отследить бухгалтерию – понять, за что платят свои взносы.
«Я работала председателем девять лет – за это время мы наняли охрану, огородили территорию, провели электричество. СНТ находится на территории Бердска, у нас можно строить жилые дома, прописываться, перспективы развития есть. Но сегодня общество не развивается», – рассказывает экс-председатель.
Женщина считает, что новый руководитель намеренно снижает кворум, при котором собрания садоводов станут легитимными. Для этого он якобы исключает из членов неугодных дачников. Некоторые садоводы даже попытались оспорить результаты последнего такого собрания в суде.
«Я приходила в марте к председателю и спрашивала – когда у нас будет вода? Он отвечает, что платить будем столько-то. Но я не спрашивала про оплату, я спрашивала, когда вода побежит из кранов. Но его это не интересует. Приходится каждому самому себе делать скважину. Люди устали возить воду, а надо поливать, мыться и так далее», – негодует собеседница.
Пуртова не понимает, почему садоводам не предоставляют отчетов, куда тратятся их средства – в сумме за год дачники собирают около миллиона рублей. По этой причине часть членов СНТ просто перестала платить взносы – пусть и немного, 2,5 тысячи рублей в год, но этот вопрос стал для них принципиальным.
Смутило группу недовольных садоводов и то, что когда им все-таки предоставили акты ревизионной комиссии, то они оказались неподписанными, к тому же, там не сходились цифры. Когда инициативная группа попыталась прояснить этот вопрос на собрании, председатель попросту свернул встречу.
Тем временем в садовом обществе есть несколько актуальных проблем. Во-первых, СНТ требуется межевание, которое решило бы проблемы садоводов с приватизацией. Стоимость процедуры – около 500 тысяч рублей, поэтому дачники недоумевают: почему оно до сих пор не сделано, если их годовой бюджет вдвое больше?
Второе – общая вода. Две скважины обойдутся чуть более чем в 1,5 миллиона рублей. По словам Пуртовой, председатель озвучивает сумму в 3 миллиона на одну скважину, и вообще устремляет внимание на менее важные вопросы – например, предлагает электрифицировать улицу, на которой никто не живет.
«Чем больше своих скважин на каждом участке, тем хуже незащищенным слоям населения, у которых их нет. Не каждый может отдать 100-150 тысяч рублей за скважину. И останутся не у дел те, для кого урожай с дачи может быть жизненно важен – например, пенсионеры», – отмечает Пуртова.
Третий камень преткновения – охрана. В обществе есть организация, которая следит за общим имуществом – проводами, забором, водопроводными трубами. Но за частным имуществом никто не присматривает. Из-за этого у соседа экс-председателя недавно свинтили забор.
Найти общий язык поссорившимся группам садоводов сложно: часть «неугодных» новый председатель заблокировал в общих группах в соцсетях. Им пришлось создавать отдельный чат для обсуждения насущных проблем. По словам Пуртовой, пока дачники общались в старой общей группе, нынешний руководитель даже обращался к садоводам «люди с животными фамилиями» (имея в виду членов СНТ Кабанова и Рябоконь).
«Наша проблема не уникальна – каждый председатель чудит по-своему. В соседнем садовом обществе председательскую должность вообще передали по наследству. При этом, когда я руководила СНТ, Козырев (новый председатель) был в правлении. Он никогда не критиковал мою работу, выполнял юридические обязанности, составлял документы. Он проявлял себя адекватно и во всем поддерживал», – подытоживает женщина.
«Эта свистопляска длится три года»
По словам нынешнего председателя СНТ «Вега-4» Владимира Козырева, конфликт, который длится уже несколько лет, будоражит все садовое общество. Он не понимает, почему бывшего председателя устраивало правление раньше, и почему с этим возникли проблемы сейчас. Уход бывшего председателя он связывает с тем, что ей хотелось больше власти для единоличного принятия решений, но она не получила в этой затее поддержки. В том числе и от Козырева.
«Эти люди рвутся к власти, к деньгам. Теперь они поливают грязью не только меня, правление, но и ревизионную комиссию. Это группа неплательщиков, которая годами не делает установленные взносы, и других садоводов к этому призывает», – комментирует ситуацию Козырев.
Председатель отмечает, что по инициативе недовольной его работой группы садоводов он неоднократно подвергался проверкам прокуратуры, полиции и Роспотребнадзора. «Противники» также попытались оспорить решения последнего собрания садоводов, но суд встал на сторону председателя.
«В 2022 году было отчетно-перевыборное собрание, которое они оспаривали и проиграли в судах. За председателя Козырева проголосовал 81%, а за их кандидата – 10%», – описывает ситуацию собеседник.
По словам Козырева, из 233 членов СНТ «Вега-4» в том голосовании участвовали 138 человек – это 59% от общего числа, то есть необходимый кворум был набран, поэтому решения собрания легитимны, что подтвердили Апелляционный и Кассационный суды.
Председатель замечает, что во времена работы его предшественницы, согласно поднятым протоколам, на собраниях никогда не было кворума – они проводились формально, и никто на это не жаловался.
Мужчина подтверждает, что удалил некоторых садоводов из общих групп, но на то, по его словам, были причины.
«У меня действительно есть чат, где нас около 250 садоводов, и там только официальная информация. Все, кто новый приходит, всех желающих включаю в этот чат. Они начали публиковать грязь, тогда я немного изменил группу, стал единственным администратором, отредактировал состав, чтобы не было ругани. После этого Пуртова и ее компания не изъявляли желания в этот чат вернуться. Они создали свой. Но все равно им передают все важные решения о жизни общества, они в курсе всех дел», – объясняет ситуацию с общей группой председатель СНТ.
Козырев отмечает, что не скрывает никаких документов – так, перед собранием он опубликовал в чате смету расходов на предстоящий год, повестку и все, что касается деятельности садового общества. По его словам, в смете расписаны все статьи расходов. Например, ремонт труб, которые постоянно изнашиваются, расчеты по поливу, ремонт дороги.
В этом году в обществе не отсыпали щебенкой внутрисадовые проезды, как это делают обычно, потому как смета осталась прошлогодней – денег там на все нужды заложено недостаточно, а новую не приняли, так как собрание не состоялось. По мнению Козырева, с отчетностью в СНТ все открыто, четко и прозрачно.
Председатель заявляет, что межевание участков в СНТ проводиться будет, но аргумент о необходимости бурения скважин назвал популизмом.
«Они на этом играют. Я довел до садоводов, сколько стоит скважина, хотя она не решит вопрос с водой. Мы состоим в ассоциации «Полив», которая обеспечивает 20 садовых обществ водой. Нынче немного не хватало воды, но работа над этим проводилась, в том числе и с администрацией», – рассказывает Козырев.
Среди проблем СНТ председатель отмечает тот факт, что многие члены общества не платят взносы, в том числе и экс-руководитель «Веги-4», хотя сумма – одна из самых маленьких в городе. Суммы за скважины Козырев называет в любом случае неподъемными. Еще одна беда, по его мнению, – это личные амбиции Пуртовой и компании, из-за которых нельзя просто сесть за стол переговоров и решить все вопросы мирно.
«Это их жизненная позиция. Если бы людям было, чем заняться, то некогда было бы ходить по судам. А у нас уже три года длится эта свистопляска. Но я привык – хожу туда, как на работу», – делится мнением председатель.
Козырев видит одно решение в сложившейся ситуации – чтобы противоборствующая сторона прекратила свои притязания и осознала, что конфликту пора закончиться. По его словам, большинство садоводов их позицию не поддерживает.