В феврале-марте у флористов наступает горячее время: в День влюбленных, Международный женский день и даже День защитника Отечества люди дарят цветы. Владелица цветочного салона из Академгородка Ирина Солод рассказала «Академ.Инфо», какие цветы любят жители научного городка, почему она не встречает клиентов по одежке, как учат маркетологи, и кому по этикету принято дарить букеты фаллической формы.
– Ирина, вашему салону «Клумба» уже шесть лет. Как вы начали заниматься цветами?
– Вообще во флористике я уже 18 лет. Всегда любила работать – с 16 лет торговала кофточками на рынке, без дела не сидела. У семьи моей подружки был цветочный бизнес. Однажды мы забежали в магазин, Снежану заставили что-то делать, и я попросила себе работу. Во время поставок бывают поломанные цветы – они свежие, красивые, но продавать их нельзя, можно составить лишь корзинку, и я ее тогда сделала, как могла. Ее купили первой из всех композиций в салоне.
Через неделю мне позвонила флорист из другого магазина – тетя подруги порекомендовала меня после того случая. Так я начала работать в Академгородке. Толком делать ничего не умела, но она сразу же оставила мне ключи, сказала, как снимать кассу и ушла. А я тогда приехала на шпильках, в совсем не подходящей одежде – думала, будет лишь собеседование.
Там как раз рядом было 8 Марта, я заработала много денег и решила, что точно стану флористом. Я еще не знала, что они хорошо зарабатывают только на праздники.
– В чем-то еще ожидания не оправдались?
– Это оказался колоссальный труд, стоишь постоянно на ногах. А я была человеком, который даже мусор не выкидывает не накрашенной и не на шпильках – пришлось пересмотреть свои взгляды и полюбить кроссовки. Постоянно ходишь в холодильник за цветами – сейчас это уже не составляет труда, а вновь пришедшие девочки неприятно удивляются, когда приходится жертвовать каблуками, маникюром, красивой одеждой, мерзнуть, ведь флористика с виду – это эстетично, атмосферно, дарит улыбки людям. Поэтому многие уже через месяц сбегают.
Плюс здесь нет карьерного роста – либо ты флорист, либо администратор, либо директор, если это сеть. Дальше куда? Поэтому я не мечтала открыть свой магазин – можно сказать, это вышло случайно. Надо понимать, что работа с живым товаром – большой финансовый риск: не раскупили, сломались, завяли….
– Вы работали и в Бердске, и в Новосибирске – почему решили открываться именно на Морском?
– Здесь очень интересные люди. Я училась на специалиста по связям с общественностью, и вся эта теория – обращать внимание на одежду, запахи, вид клиента – все это не работает. Тут нельзя оценивать по одежке. Заходит недавно всполошенная женщина в майке-алкоголичке, непонятных тапках и говорит: «Ой, какое у меня сегодня фиолетовое настроение!». И берет на четвертый этаж своего дома белые цветы, в ванную другие, на второй этаж фиолетовые, плюс вазочку, которая отлично впишется в уборную – в итоге обставила цветами все четыре этажа на крупную сумму. Ее забрал водитель. Хотя общалась она максимально просто и выглядела так же.
Заходила как-то бабушка в сланцах и с дредами на голове, тоже накупила много домой – просто так, для настроения. В Академгородке, я заметила, больше задумываются не о цене, а о ценности цветов.
Есть, конечно, и неприятные моменты: раньше здесь было много пафосных и неприятных людей, потом стало больше добродушных и простых. Еще нюанс – мне не разрешают ничего делать снаружи. Я пыталась оформить вход, но жильцы дома запрещали даже чистить снег. Они боялись, что когда под окнами появятся декорации, люди будут ходить там, рассматривать все, фотографироваться и раздражать их. «Отвоевала» лишь красивую арку, которую разрешили оставить, хотя хотелось бы украсить все гораздо лучше.
– Правда ли то, что цветы могут как дарить эмоции, так и забирать их? Что это значит?
– Когда девочки делают первые свои композиции, то часто сильно и искренне восторгаются ими. А цветы, хоть и срезанные, но живые, и принимают это восхищение, эмоции, забирают их. Поэтому под конец рабочего дня можно почувствовать себя, как выжатый лимон. И со мной так было поначалу.
Потом, спустя время, когда деликатно и сдержанно реагируешь на красоту, которая у тебя получилась, то усталости не чувствуешь, и уже цветы заряжают тебя. Когда-то этому меня научила бабушка моей подруги, теперь я тоже учу новеньких флористов, как эмоционально правильно обращаться с цветами. Об этом мало кто знает, так же, как и о цветочном этикете.
Есть потрясающе красивые цветы, но они про краткосрочную радость – долго не простоят, и я об этом всегда честно предупреждаю покупателей, потому что уважаю себя и их. Поэтому у меня огромная аудитория своих людей. Даже зная об особенностях цветка, который долго не простоит, они все равно его берут, но это уже осознанный выбор. Кстати, своих клиентов я отучила брать просто три розочки в наборе – они покупают букеты композициями, потому что в них есть эстетика, душа и история.
– Вы упомянули цветочный этикет, о котором мало кто знает – какие в нем есть тонкости, например?
– Если идешь к малознакомому человеку, то обязан запаковать цветы, и человек сам решит, снять обертку или нет. Близкому человеку можно дарить без упаковки, но если идешь к нему же на праздник в заведение, то там она снова нужна. В Академгородке, кстати, люди очень любят общаться, когда им что-то рассказывают, какую-то историю, связанную с цветами, тем же этикетом, правилами. А мне, как человеку, подкованному во флористике, в кайф, что меня слушают. В любом другом месте – Новосибирске, Бердске – меня бы слушать не стали.
Люди здесь с удовольствием рассказывают, кому и по какому поводу дарят цветы, где будет проходить мероприятие, и так мы делаем правильные композиции. Бывало даже, что мне показывали фото девушки, которой будут дарить цветы, и я понимала, что ей точно понравится, и это было 100% попадание.
Ко мне как-то пришел парень со словами: «Ирина, мне сказали, вы делаете букеты по фото. Это Танечка, у нас будет первое свидание», показал фото. «Ни слова больше», – ответила я, посмотрела еще пару публикаций в ее соцсетях, и сделала букет в ее характере – бело-зеленый, поскольку девочка строгая, консервативная, но и немного хулиганистая. Впоследствии я всегда оформляла букеты для этой пары, декорировала их свадьбу, делала букет невесты. К сожалению, они развелись через несколько лет, но даже на развод я делала букет для этой девушки от ее уже бывшего супруга.
– У флориста, почти как у психолога, скапливается много житейских историй?
– Это так. Например, у меня уже несколько лет заказывает цветы мужчина, и всегда два букета – один жене, другой любовнице. Первым букет доставляется строго жене, и должен быть чуть побольше. Иногда я сама вожу и цветы, и мне довелось убедиться, что обе женщины очень милые и симпатичные. Кстати, мужчины часто говорят такую информацию в лоб, не стесняясь.
– А насколько востребованы мужские букеты? Есть вообще такое понятие?
– Мужской букет должен иметь вытянутую форму в виде мужского начала. Но не как в траурной флористике – приляпывают пальму сзади, и все вытянуто пирамидкой. В них должно быть много зелени. Такие, кстати, дарят не только мужчинам, но и людям, достигшим успеха, продвинувшимся по карьерной лестнице, начальству – тем, кто как бы «пошел в гору».
Но сейчас этими знаниями мало, кто пользуется, из сотни флористов только пятеро смогут сделать настоящий мужской букет. В Академгородке он пользуется популярностью, но люди часто не готовы видеть букеты, составленные по этикету, хотя их смело можно назвать произведением искусства.
Впрочем, это нормально. Если раньше во флористике важно было подбирать цвета, фактуры, выстраивать композицию по определенным законам, то сейчас просто охапку красивых цветов соединяют по спирали и упаковывают в облачко. Я долго сопротивлялась таким букетам, мне казалось, что в них нет индивидуальности. Но они действительно пользуются спросом, поэтому я сдалась, и делаю то, что нравится людям.