Правительство Новосибирской области согласовало проект первой очереди нашумевшего проекта «СмартСити». Что планируется построить за Нижней Ельцовкой, почему канатные дороги должны прийти на смену автобусам, что не так с современным Академгородком и зачем отделять его от Новосибирска, рассказала «Академ.Инфо» руководитель проекта Ирина Травина.
– Ирина Аманжоловна, на каком этапе сейчас находится проект «СмартСити»?
– Проект подписал губернатор. Комплексное развитие территории (КРТ) объявлено только на первую очередь. Мастер-план, который мы представили, распространяется на три субрайона (Альфа, Бета и Гамма, в перспективе – еще и Дельта). Сейчас речь идет об Альфе, которая находится в черте Новосибирска – это территория от ИКЭМ в сторону Восточного объезда. Это областная земля, а не федеральная, с нее легче начать.
После подписания постановления из мастер-плана начнут делать проект планировки территории. Если нужны будут изменения в Генплан, они будут оформлены. К концу года вся документация должна быть готова, девелоперам реально выйти на землю к следующей весне.
– Что входит в первую очередь проекта?
– Входит все сразу: жилье, школа, два детских сада, офисно-производственные здания. Планируется, что там будет жить около 10 тысяч человек.
Жилье в СмартСити будет для всех, не только для богатых. Вот у нас в Щ пытаются построить дома для обеспеченных и огородить заборами. Это что – город? Давайте доведем ситуацию до абсурда – вокруг каждого дома забор поставим и скажем «лишние нам не нужны». Что это будет за город, что за Академгородок? Вообще надо запретить эти заборы. Демократическая среда должна быть, Академгородок этим славился.
– Одна из ключевых проблем территории – выезд из Нижней Ельцовки. Решит ли первая очередь СмартСити эту проблему?
– Люди почему-то считают, что жители СмартСити поедут работать в Академгородок. Возможно, так и будет. Но рабочих мест в СмартСити будет много, поэтому как бы не произошло наоборот.
Второе – СмартСити примыкает к Восточному объезду. Не нужно будет ехать на Бердское шоссе через Нижнюю Ельцовку – через Восточный объезд можно будет попасть в город гораздо быстрее. Да, проблема выезда есть, она беспокоит всех – но это не проблема конкретно СмартСити.
Нас называют мечтателями, потому что мы хотим запустить струнный транспорт. Хорошо, на первом этапе пусть его не будет. Но чем хорош струнный транспорт – тем, что он поможет оторваться от дорог, зимы, сугробов, пробок. Если провести его между Нижней Ельцовкой, Академгородком и Кольцово, я вас уверяю, он заработает почище автобусов: он бесшумный, не привязан к дорогам. Мы найдем этот проект и реализуем. Все поймут, что только так и надо передвигаться в таких заснеженных городах, как наш.
– Есть ли уже какие-то проекты, расчеты – насколько такой транспорт реален?
– Конечно, пока не просчитывали, потому что нам сейчас нужен конкретный производитель. В России и ближних дружественных государствах мы ничего такого не нашли. Нужно искать нормальных производителей, пытаться такой проект с ними просчитать.
Он явно дешевле (автомобильного транспорта), потому что для этого транспорта не нужны автомобильные дороги: представляете, сколько они стоят?
Для канатного или струнного транспорта нужны вышки, которые спокойно проходят над рекой, над перепадом высот. Мне говорят – нужна инфраструктура. Да, она нужна, а для обычного транспорта что ли не нужна? Кто считал, сколько денег нужно, например, на технику, которая убирает снег с дорог и так далее?
– Звучит красиво. Но почему тогда в нашей стране такой транспорт до сих пор не применяется?
– Потому что просто никто не думал об этом, мне кажется. Он применяется на горнолыжных курортах, там понимают, что дешевле всего так сделать. А так все идут стандартным путем.
Более того, нам нужно в Академгородке иметь собственные аэродромы, чтобы мы, например, имели возможность пользоваться санавиацией, чтобы больных детей не на скорой помощи тащить, а доставлять на вертолете. Это другое качество жизни.
– Если говорить о стандартных видах транспорта, планировались ли уже какие-то маршруты или до СмартСити нужно будет добираться с пересадками?
– Понятно, что должна быть разработана единая сетка маршрутов. Конечно, струнно-канатные дороги должны выходить к станциям электричек. С введением Восточного объезда должны быть отдельные маршруты наземного общественного транспорта. Но если мы внедрим свой вид транспорта, я считаю, что он вытеснит обычный.
– У СмартСити будет какой-то отдельный статус?
– Нет. Я буду биться за статус Академгородка как отдельного муниципалитета. СмартСити – это часть Академгородка, район, который даст молодежи понимание, что Академгородок не стареет, что сюда можно приезжать, классно жить, учиться и работать.
Есть такая концепция «шагающего города», который растет вместе с жителями, специально строится с учетом учебных заведений для молодежи. Например, в чем недостаток Кольцово? Тем, что там нет вообще ничего для молодежи: нет ни университета, ни техникума, поэтому не сложилась молодежная среда.
– Ирина Аманжоловна, недавно вы заявляли, что проекту «СмартСити» дадут русское название. Уже есть идеи?
– Да, идеи были. Много разных выслушала, вплоть до Верхней Ельцовки. Но считаю, что решать это нужно на публичном конкурсе. Мы не должны называть новый район каким-то «Сити», потому что мы внутри Академгородка.
Академгородок очень сильно теряет от того, что входит в крупный мегаполис. Мы – район, который находится на отдалении от Новосибирска, до нас все доходит по остаточному принципу: спортивная, социальная инфраструктура… Мы только по ресторанам и кофейням всех обогнали.
И по зарплатам мы обгоняем всех – это значит, что вклад Советского района в бюджет Новосибирска очень большой. Но получаем мы назад очень мало, потому что это общий котел, где нужно бороться за ресурсы.
Простой пример: все-таки есть Кольцово, где есть гибкий мэр на небольшой территории. Он понимает, что любая деловая активность – это новые рабочие места, налоги, и спокойно работает на свою территорию. И когда стоит вопрос – приземлить СКИФ в Новосибирске или Кольцово, почему мэр Кольцово борется за СКИФ, а мэр Новосибирска не борется?
Мое убеждение: мы должны Советским районом, включая ОбьГЭС, выделиться из Новосибирска и пытаться развиваться как отдельный муниципалитет. Это реально. От сильного Академгородка выиграют и город, и область – он притянет в регион и людей, и инвестиции.
А СмартСити будет продолжением Академгородка. Ни в коем случае не его заменой. Мы просто за вытягивающую историю, которая даст импульс развития всему Академгородку. Мы хотим привлечь сюда бизнес, который даст налоги, позволяющие развиваться Академгородку.
– Как относитесь к вырубкам для строительства новых зданий в Советском районе? Коснется ли эта тема СмартСити?
– Почему вообще появился проект «СмартСити»: в существующих микрорайонах можно заниматься редевелопментом, убирать ветхое, заброшенные промтерритории и так далее. Щ на данный момент производит депрессивное впечатление. Верхняя зона, за исключением университета и технопарка, тоже скоро будет производить. Она закрыта статусом особо охраняемой территории, с ней ничего нельзя делать. Я за то, чтобы вырубать минимально. Хотя вырубку для развития университета я поддерживаю, потому что университет – это точка развития.
Но, конечно, я против того, чтобы под жилье вырубали леса. Поэтому и предлагаю СмартСити – у нас довольно много территорий на восток, которые не входят в черту Новосибирска, но которые, по сути, сейчас – Академгородок. Это «Горки Академпарка», «Да Винчи», «Сигма», «Веста». Сейчас это Барышевский сельсовет, но это наши люди, они живут на инфраструктуре Академгородка.
Конечно, сельсовет не в состоянии обеспечить нужное качество жизни. Поэтому наше предложение к Барышево – просто объединиться с Академгородком, получать больше налогов и развиваться как единая территория. Большая часть сегодняшних территорий сельсовета – это федеральная земля, которая в советское время была выделена под развитие Академгородка. Пока с руководством сельсовета мы это не обсуждали, но эти разговоры надо начинать и показывать им перспективу совместного развития.
– Как вы относитесь к последним переменам в Академгородке: КРТ в Щ, идее о реновации верхней зоны?
– Я за то, чтобы в Щ сделали парковые зоны, за то, чтобы навели порядок с дорогами, разобрались со всеми промзонами. Конечно, я понимаю жителей деревянных домов. С другой стороны, понимаю, что их сильно обманывают. Почему? Земля в Академгородке дорогая. Если бы я была активным жителем деревянного дома, я бы уговорила соседей оформить в собственность землю вокруг себя – на это жители имеют право. И просто за то, что я ее продам, обеспечить себе нормальное жилье.
Сейчас же мы можем получить бесконечную уплотнительную застройку, которая не ложится на социальную инфраструктуру Щ. Школы нет, детсады переполнены, мы постоянно стоим в пробках, гулять по Щ невозможно.
Проблема простая: когда мы идем по своей квартире и видим, что валяется бумажка, мы, конечно, ее поднимем. А здесь нет хозяина, который просто днем проедет по улицам и посмотрит – а как люди передвигаются?
Речь идет не о документах, а о повседневной жизни: лужах, распутице, фонарях, которые не горят в темное время суток. Некоторые вещи способны изменить не деньги, а управленческие решения, которые не принимаются именно потому, что этого хозяина у нас нет.
Почему его нет? Кто им должен быть? Глава района? Или специально выделенный человек? Такого человека сейчас нет – который поднимет бумажку, увидит лужу, где-то заставит УК навести порядок. И он Академгородку для развития необходим.