Валентин Саитович Нургалиев по образованию был геологом, работал в Институте прикладной физики, изготавливал и испытывал приборы для кораблей. Был человеком инициативным – посадил около своего дома липовую рощу, сирени и две ели.
Вдова Нургалиева Валентина Васильевна после смерти мужа обратилась за помощью, чтобы рощу привели в порядок, к руководителю фонда «Содействие» Александру Фельдбушу, который уже несколько лет реализует социальные инициативы в Советском районе, особенно в интересах старшего поколения.
Валентина Васильевна вспомнила, каким человеком был ее муж, в память о котором в микрорайоне Щ растет липовая роща. Далее – от первого лица:
Мы познакомились, когда я училась на втором курсе университета. Это, наверное, судьба. Мы тогда совсем молодые все приехали сюда в Городок в общежитие. У меня уже был парень из университета. Мы с друзьями поехали в Кольцово встречать Новый год под ёлкой, я пришла со своим кавалером. Костер развели, я увидела Валентина и думаю: вот это моя судьба. Валентин обратил на меня внимание и так переживал, что я ушла, и не одна, а с другим. Потом Валя приехал и нашел меня, и я сама даже не верила, что так может быть.
Валентин был не такой как все или так уж я влюблена была в него. Мы ходили на танцы в бар «Под интегралом». Друзьям моим он тоже нравился; к нему все так привязались. Сплачивали нас песни, гитара, танцы.
Я писала формулы и невзначай говорю своим друзьям, что на парах меня не будет, иду завтра в загс. Они все обалдели! Мы бедные были, даже не купили ни тортика, ничего. Друзья купили нам торт, чайный сервиз и нас встретили. В лаборатории мы отметили и так всю жизнь прожили вместе. Никаких пышных свадеб, только любовь. Нам дали квартиру, и мы жить вместе начали. А у нас ничего не было, так друзья для нас из лаборатории всё таскали – и смех и грех. Кроватку чешскую притащили, покупали бытовые вещи, к нам относились хорошо, помогали. Тогда у нас уже первый сын родился. Вот так всё быстро: встретились, поженились, и ребенок появился, всё на втором курсе университета.
Всякое было: и какие-то обиды, но всё сглаживалось. Непросто прожить столько лет. У меня характер легкий, простой, а у него тяжелый характер: строгий, ревнивый.
У нас основа была, что он очень надежный. Я его очень берегла, а он берег меня, потому что он верный был. Вот эта надежность – основа всей нашей жизни.
Валентин меня понимал. Он как будто чувствовал, считывал тонкую женскую натуру. Знал, когда мне нужно побыть одной, когда ему остаться рядом. Даже когда встретились взглядом, это такая редкость, промысел божий, судьба.
У нас родился первый сын, назвали Игорь. Потом второй мальчик через пять лет. Он пошел в первый класс, и оказалось, что у него аневризма основной артерии. Он умер, такая трагедия была у нас. Третьего я родила поздно, в 38 лет, это Никита.
Был год ребенка, вечер в Доме ученых, я в президиуме работала. Танцевали все, тут, раз начальство оркестр останавливает и говорит: «Женщины! Я вас поздравляю и всех отпускаю в декретный отпуск». Я ушла раньше на два месяца. А тут начальник спрашивает у моей коллеги:
— А где Валентина Васильевна?
— Как где? В отпуске.
— В каком это она отпуске?
— Как в каком? В декретном.
— А кто ее отпустил?
— А что, вы забыли? Сказали, что всех отпускают в отпуск.
Валентин был строгим отцом: очень боялся, чтобы мальчишки не попали в плохую компанию. С самого детства парней приучал созидать, а не разрушать. Помогал мне и по хозяйству: готовил, пылесосил. И за детьми смотрел, особенно когда я в командировки уезжала.
Сам отстроил замечательную дачу, трехэтажный дом, буквально из ничего. За двором у дома следил: вот посадил садик. Огороженные липы, сирени и две елки прямо напротив нашего восьмого подъезда. И мы следили за двором.
После смерти мужа я всё сама организовываю. Осталась одна, и что ж я буду сидеть? Валентина нет уже как три года. Всё разрушилось, надо было поднять, с такой задачей я самостоятельно не справлюсь.
Я обратилась к Александру Фельдбушу. Он дал рабочих – они загородили рощу, красят (ограждение) белым. Когда липы расцветают, тут такой аромат, и я чувствую, как они меня от всех горестей защищают. Сделали, помогли – огромное спасибо Александру Владимировичу, что позаботился, не оставил без внимания и наш двор, и память о моем муже. Скоро роща зацветет и будет радовать и меня, и других жителей.