Иногородняя постановочная группа хорошо известна новосибирцам. Ростовский режиссер Михаил Заец до этого выпустил «Вечера на хуторе близ Диканьки» в «Старом доме», а в НТМК – «Женитьбу Бальзаминова» и «Мужчину ее мечты». А у хореографа из Москвы Татьяны Безменовой за плечами уже 9 спектаклей в нашем городе, в том числе стародомовская «Таня-Таня» и «Шоколад» с «Чумой на оба ваших дома», украсившие репертуар театра «Глобус».
Публика прекрасно помнит «Зойкину квартиру», что поставил в 1998 году в «Красном факеле» режиссер Олег Рыбкин. В том спектакле, номинировавшемся на «Золотую маску», блистали Лидия Байрашевская и Сергей Пиоро, Виталий Коваленко и Юрий Дроздов, Виктория Левченко и Валерий Чумичев. И вот двери «Зойкиной квартиры» распахнулись вновь!
Безусловно, артистам театра музкомедии сложно соперничать с краснофакельцами по части проработки и передачи трагизма булгаковских персонажей. В этом спектакле главная ставка делается на юмор и пластику.
По замыслу режиссера, квартира мещанки Зои Денисовны Пельш находится в двух шагах от вокзала. То и дело слышатся объявления об отправлении поездов в город мечты – Париж. Мечта не принявших советскую власть свалить-таки за границу вполне реальна, стоит только подкопить деньжат. И Зойка, хозяйка 6-комнатной квартиры, открывает у себя дома дом свиданий, замаскированный под привокзальное ателье мод.
Подлинно любовных дуэта в этом спектакле три. Зоя Денисовна без ума от графа Обольянинова, плененного всемогуществом кокаина. Поставщик порошка, китаец Херувим, влюбился без памяти в служанку Зойки, Манюшку. Третью пару составили коммерческий директор треста тугоплавких металлов Борис Семенович Гусь и его муза Алла Вадимовна, грезящая, впрочем, о возвращении к парижскому любовнику.
Схожесть сюжетных линий «Зойкиной квартиры» с чеховским «Вишневым садом» и катаевскими «Растратчиками» постановочная группа не обыгрывает. Главная движущая сила спектакля – этакий Остап Бендер, взявший себе очередное имя Александра Аметистова. То, что дальний родственник Зойки – законченный прохиндей, становится ясно с первых же секунд. Артист Дмитрий Савин еще не сказал ни слова, но в проходке его персонажа читается и характер, и судьба. Получился ярким и последующий музыкальный номер «Аметистов с картами», где изображенные им советские вожди – все на одно лицо.
Лиричность спектаклю придает Елизавета Дорофеева, играющая роль хозяйки нехорошей квартиры. Выходная ария Зойки «Золотое дно» исполнена артисткой с шармом Лаймы Вайкуле. Однако эта Зоя – настоящая волчица в овечьей шкуре, то есть в сером плаще. Это выясняется в сцене приглашения в свой бордель гордой, но некредитоспособной Аллы. Три актерские пристройки со сменами красок – и Зойка легко получает в «ателье» новую «модель» в качестве эпиграфа к эффектному номеру «Не плачь, не грусти»!
В спектакле довольно много смешного. Юлий Ким то начинает любовную арию словами «Я гордый Гусь, я всемогущий Гусь», то дает Алле редкую масть «светлой брюнетки», то цитирует в нэпманском романсе стихи Лермонтова. Режиссер в шутку соединяет в песне богатого гостя русское «Из-за острова на стрежень» с советским «И на Тихом океане свой закончили поход». Актерскую природу юмора проявляют и Дмитрий Савин, предлагающий взятку в два с половиной червонца алчному домкому и разрывающий купюру пополам, и Вероника Гришуленко в роли немногословной поклонницы изысканного садо-мазо.
Центральная картина спектакля – «Ателье». В Зойкином вертепе все за деньги, даже поцелуй здесь выставляется на аукцион. Следом идут 5 номеров, сводящих с ума всех без исключения посетителей борделя, а также большинство поклонников театра музкомедии!
Зойкины «модели» способны угодить любому: тут вам и парижский шансон «Мужчина лучший мон ами, он пьет коньяк фужерами», и танец в стиле итальянского дель артэ, переходящий в русскую плясовую, и «настоящий французский канкан», исполненный практически без батманов! Все идет как по маслу, деньги девушкам бросаются пачками, пока Гусь не узнает в звезде номера «Богиня моряков» свою любовь, Аллу Вадимовну…
И все летит в тартарары. Оскорбленный Гусь в ссоре с Херувимом натыкается на нож, убийца сбегает с Манюшкой в Шанхай, исчезает из нехорошей квартиры и Аметистов вместе с вечерней выручкой, умирает Обольянинов, оставшись без ежедневной дозы. «Спасайся кто может!» – пожалуй, лучший по выразительности и экспрессии музыкальный номер спектакля.
Драматическое наполнение актерских работ выполнено участниками спектакля неравномерно. Рядом с трогательной беспризорницей, которую сыграла Анастасия Качалова, несколько шаржированным смотрится образ туповатого и двуличного домкома Алилуи, созданный Андреем Пашенцевым. На фоне забавного гибкого китайца, сыгранного Николаем Литвинцевым, отчетливо видна эксплуатация одной лишь своей сексапильности Натальей Жуковой в роли Манюшки. Несколько плоской получается и фигура графа Обольянинова у Алексея Штыкова. Трудно сыграть разбитую мечту коммерсанта Гуся и Андрею Алексееву. Другими словами, примерка ролей из серьезной драматургии артистами музкомедии произошла, но некоторые фрачные герои при этом выглядят одетыми в фуфайки.
Впрочем, сочетание несочетаемого всегда вызывает улыбку. Но веселить публику легче, чем заставить всплакнуть. И в «Зойкиной квартире», заявленной создателями спектакля как трагифарс, смешное победило трагическое.
В то же время нельзя не отметить две актерские удачи спектакля. Это Анна Ставская и ее Алла Вадимовна – искательница красивой жизни, нашедшая лишь разочарование. Производит сильное впечатление и обворожительная неудачница Зойка в исполнении Елизаветы Дорофеевой – безусловно, в создании объема роли артистке помог опыт работы в трагифарсе «Гадюка».
В финале спектакля все, ценящие в людях исключительно надетый на них от-кутюр, появляются на сцене в фуфайках. О Париже можно забыть: теперь их дорога лежит на Соловки. Артистов накрывает белый саван – и вновь звучит лермонтовский перевод Гете: «Горные вершины спят во мгле ночной». Но как же хочется воскликнуть в спину Зойке и ее окружению: «Пусть это будет только сон!». Чтобы последние дни своей жизни булгаковские персонажи смогли прожить заново – и честно.
Фото из архива театра