Только в прошлом году стала известна точная дата рождения Гордеева – 13 сентября 1903 года. Уроженец Нижнего Новгорода, Борис уезжает в Москву, где в 1926 году заканчивает ФЗО при инженерно-строительном факультете МВТУ, защитив дипломную работу «Целлюлозная фабрика». Через год он принимает участие в архитектурной выставке «Век машин» в Нью-Йорке. Но международное сотрудничество было истолковано как попытка измены Родине, и в 1928 году в статусе спецпереселенца молодой архитектор прибывает на берега Оби. Работать по специальности, искупать свою вину делом, восстанавливать свое реноме верного сына Отчизны.
В Новосибирске Гордеев становится на учет ГПУ и поступает рядовым инженером-конструктором в Горкомхоз, по-нынешнему в трест ЖКХ. К числу первых объектов, спроектированных столичным архитектором в нашем городе, относятся «Бани № 4» (в районе улицы Семьи Шамшиных, дом 61/2), а также Закаменская пожарная часть.
Конвейер эксклюзива
Всего за 11 лет работы в нашем городе Гордеевым и возглавляемыми им группами специалистов было спроектировано около 50 объектов, построенных преимущественно в самом центре Новосибирска. Среди ближайших соратников Гордеева – его однокашник по МВТУ Сергей Тургенев, женившийся на сестре Бориса, Татьяне, а также инженер Николай Никитин, ставший впоследствии автором Останкинской телебашни.
В 1929 году появляются проекты застройки жилыми комплексами улицы Октябрьской в местах ее пересечения с Красным проспектом и улицы Советской. В этих и последующих проектах реализуется гордеевская идея совмещения жилья и объектов сферы обслуживания: магазинов, детских садов, гостиниц, столовых, прачечных и пр. К архитектурным новшествам относится и появление на фасадах домов угловых балконов.
В 1930 году начинается работа над комплексом зданий жилищного кооператива «Кузбассуголь», ныне известного как квартал «Гипрошахт». Территория между сегодняшними улицами Фрунзе, Державина, Советской и Красным проспектом по замыслу Гордеева должна была стать кварталом-садом. Эта идея была реализована частично. В центре города появились 7 домов смещенной этажности, где квартиры располагались через полпролета. Их планировка получила в народе название «трамвайчиком». Автор этих строк сам прожил около пяти лет в одной из них – с проходными комнатами с широкими окнами, крошечной кухней и раздельным (!) санузлом у входной двери.
Одно из самых колоритных зданий на Красном проспекте – знаменитый «Дом с часами». Это здание «Крайснабсбыта», спроектированное творческим трио Гордеев, Тургенев, Никитин, строилось четыре года, с 1931 по 1934 гг. В доме галерейного типа постройки впервые в Новосибирске появились башенные часы.
Отметим, что в 30-е годы прошлого века не существовало так называемого типового проектирования, планировка каждого дома разрабатывалась в индивидуальном порядке. Другими словами, довоенные здания в центре Новосибирска, выдержанные в стиле конструктивизма – это конвейер эксклюзива от архитекторов и градостроителей.
Вместе с тем много проектов Бориса Гордеева не было воплощено: стране не хватало средств. В числе разработанных, но так не построенных гордеевских комплексов, – окружная больница в середине сегодняшней улицы Богдана Хмельницкого, Сибирский институт физической культуры, что должен был занять целый квартал от нынешнего стадиона «Спартак» до Красного проспекта. Частично реализован проект «Дома Сельхозтрестов»: монументальное здание, где сегодня расположился литературный магазин «Капиталъ», было построено только в 1956 году. А из квартала «Динамо» в начале 30-х удалось воздвигнуть только спорткомплекс с одноименным названием (сгоревший 60 лет спустя) и два жилых дома на улице Серебренниковской.
Архитектор – «корректор»
Серьезную часть творческой жизни архитектора Гордеева занимали переделывания чужих проектов. В 1930 году общество бывших политкаторжан проектирует собственный жилищный комбинат на углу нынешней улицы Фрунзе и Красного проспекта. Однако в 1935 году общество ликвидируется, и Гордееву с Никитиным поручается переработать проект в здание главного корпуса мединститута. Вопреки расхожему мнению, что переделывать чужую работу малоэффективно, тандем с энтузиазмом принялся за дело. И вновь нашлось место творчеству: именно в этом здании вместо монолитных несущих колонн впервые использовались бетонная сборно-стоечная система, разработанная Никитиным.
Основные достижения архитектора Гордеева – это театр оперы и балета, вокзал Новосибирск – Главный и здание Запсибкрайисполкома, где сейчас находится областная администрация. Любопытно, что разработку всех трех объектов начинали другие специалисты! В то время городскими властями некоторые проекты еще забраковывались…
В 1932 году Борис Гордеев возглавил коллектив единомышленников, и совместными усилиями были разработаны два проекта нового облика здания вокзала. Второй вариант архитектурного решения был утвержден, строители взорвали уже существующий фундамент здания, и к 1939 году город получил вокзал «Новосибирск – Главный». Отметим, что привокзальная площадь и дома на углу нынешних улиц Ленина и Челюскинцев, построенные в 1928 году, были спроектированы также Гордеевым.
В 1933 году было принято решение передать проект огромного Дома науки и техники в здание театра оперы и балета. На Всесоюзном конкурсе одержал победу один из проектов Бориса Гордеева.
Еще один проект, ставший судьбоносным для Гордеева – Запсибкрайисполком. Всесоюзный конкурс выиграл известный сибирский архитектор, профессор А. Д. Крячков. Однако фасады этого здания руководители города не утвердили. И окончательное архитектурное решение подготовили Борис Гордеев и Сергей Тургенев. Этот дом для работы двух тысяч сотрудников стал последним зданием Новосибирска довоенной поры, совмещенным с объектами бытового обслуживания, и первым, где появились лифты. По всей видимости, здание крайисполкома также учредило и негласное правило серого цвета в архитектуре центральной части Новосибирска: если главное здание города серое – то остальные должны были ему соответствовать!
Скажи еще спасибо, что живой!
Редкий случай: работу 55-летнего мэтра, автора таких интереснейших в архитектурном смысле зданий, как Городской торговый корпуса, построенного в 1910 году, а ныне отданного под городской краеведческий музей, обыграл какой-то сосланный юноша – в свои неполные 30 лет! Надо думать, профессору Крячкову было непросто признать свое поражение. Но пережившему своего соперника на 7 лет Крячкову удалось взять убедительный реванш.
«Сейчас у кого ни спросишь, Новосибирск построил один человек – Крячков! Изучив биографию Гордеева, чьи труды попросту замалчивались долгие годы, я решил восстановить историческую несправедливость, – рассказывает инженер-строитель Вадим Капустин. – Это было непросто, ведь тот же Крячков публично назвал Гордеева случайным человеком в новосибирской архитектуре!»
Работавшему несколько лет заведующий режимным проектным бюро при строительном отделе ХОЗО Полномочного представительства ОГПУ, Гордееву было предписано заниматься проектированием – но не переходить дорогу прославленным архитекторам! И в середине 30-х годов Гордеев заболевает туберкулезом и покидает Новосибирск... Чтобы умереть здесь в 1943-м. Столичную туберкулезную больницу эвакуируют в наш город, распоряжением Красноярского облисполкома в нее направляют Гордеева, но справиться с болезнью не удалось.
Чтобы помнили
Борис Гордеев умер 7 мая, не дожив до своего 40-летия чуть меньше полугода. Похороны на Заельцовском кладбище были скромными. Война.
Заслуженный архитектор России Геннадий Гаврилов потратил много лет на поиски могилы своего старшего коллеги. «Предполагаемое место захоронения Гордеева отыскалось с большим трудом – столько времени прошло! Не сохранилось ни плиты, установленной на его могиле работниками оперного театра, ни надгробия с именем. В далеких кварталах кладбища я нашел только уникальную оградку в месте захоронений 1942-43 годов. Думаю, именно там и упокоился Борис Александрович», – говорит Гаврилов.
О родных Гордеева тоже известно немного. Вдова архитектора, Вера Николаевна, умерла в 1981 году. Следы сына, Всеволода Борисовича, родившегося в Новосибирске в 1930 году, затерялись в Туле. Уникальные чертежи по проектированию театра оперы и балета, видимо, погибли при проведенной недавно реконструкции НГАТОиБ. По сути, имя Бориса Гордеева ныне живет только в памяти его коллег-архитекторов.
У Гордеева нет никаких почетных званий, статей о нем нет ни в справочнике «Золотые имена Новосибирска» (2008), ни в брошюре «Созидатели города», выпущенной 10 лет назад. В память о Гордееве в этом году вышел юбилейный буклет «Жизнь, отданная городу». Но сведения о Борисе Александровиче собирали буквально по крупицам. У составителей буклета, Вадима Капустина и Елены Кузнецовой, ушло на это два года работы. Предложено ходатайствовать о переименовании одного из Архитектурных переулков в Гордеевский. Вне всякого сомнения, Борис Александрович достоин того, чтобы остаться в памяти жителей Новосибирска – города, которого он строил для современников и потомков.