"Я очень некрасивая", – думала я, когда мне было семнадцать.
— Ты очень красивая, – сказал он мне тогда и потащил фотографироваться.
Первые фотографии получились плохими. На этих снимках мое лицо напоминает лик великомученицы на стоматологическом кресле.
Он больше года учил меня не бояться камеры и улыбаться моей собственной улыбкой, а не оскалом павиана в горящих джунглях. Он – это Вадим Черкашин, фотохудожник, около двадцати лет увлекающийся портретной фотографией и достигший в мастерстве снимка того уровня, когда ты можешь часами изучать собственную фотографию, заворожено глядя на то, как играет свет на твоей коже, и с затаенной радостью узнавать в себе красоту.
— Фотографировать очень тяжело, когда модель напряжена. Это тебе я могу сказать "расслабься", а чужому человеку… Стесняюсь, да и понимаю, что от этого посетитель будет чувствовать себя еще более скованным. Поэтому, когда есть возможность, предлагаю модели выпить вина…
— Спаиваете, значит? Так и до алкоголизма недалеко, – смеюсь я, хотя знаю, что Вадим не пьет совершенно и подаренная кем-то год назад бутылка кагора до сих пор стоит в холодильнике нераспечатанной.
Он тоже смеется. "На самом деле мало кто соглашается, в основном девушки – потому что боятся очень… Чаще всего дело обходится чаем с чем-нибудь вкусненьким и беседой – чем более расслабленно будет себя чувствовать человек во время съемки, тем лучше. Я понимаю своих моделей – фотоаппарат с огромным объективом и грозно щелкающим затвором, "зонтики" освещения, черный фон и огромное зеркало. И я (улыбается). Скованность модели будет видна на снимке, да и мне она передается – и после такой работы всегда болят мышцы спины, как будто я разгружал вагоны".
— А тебе все равно кого фотографировать?
— Конечно нет! Приятнее всего – красивых девушек, – он улыбается слегка смущенно и весьма мечтательно, – хотя на самом деле практически все женщины у нас очень красивые, только многие этого не понимают и потому выглядят непривлекательными. Это же обусловлено внутренним состоянием – привлекательность я имею в виду. Да, очаровательных девушек, которые тебе мило улыбаются при съемке, и легче, и приятнее фотографировать. Но работать с мужскими лицами мне тоже нравится, хотя мужских моделей у меня очень мало. Характер снимка мужского принципиально отличается от характера женского фото, и я еще не совсем научился ловить нужный настрой снимка, необходимый для того, чтобы мужчина получился хорошо.
— Что значит – характер снимка?
— Во многом это неуловимо, приходит само собой. Технически весьма легко объяснить – особый ракурс, особый фокус, цвет… Например, в умных книжках написано, что фотографировать мужчин, смотрящих как бы снизу вверх, не стоит. Получится "немужественно".
— А красивые девушки?...
— Девушки – это другое, особое. Я немного влюбляюсь в каждую модель, создаю каждый ее снимок индивидуально, под каждый кадр настраиваю свет… Для меня это не просто работа, а почти поэзия, хотя я не люблю стихов… Как исполнение песни, наверное, это значительно больше, чем просто увлечение, это…
— Искусство!
— Ну (он снова смущается)… На самом деле, мне есть, куда расти. Сейчас я снимаю очень технично, но часто не хватает идейности, хочется каких-то красивых перевоплощений моделей, немного жанровости, смыслового наполнения… Чтобы фотографии были не только сделаны очень хорошо, чтобы они несли определенный заряд, как настоящие картины… Сейчас таких снимков у меня не много…
Не много, соглашаюсь я про себя. Десяток примерно. Но от них кружится голова, и в горле пересыхает, и возникает ощущение, как будто тебя, уставшего от работы и зашоренного бытовыми проблемами, окатили ведром ледяной воды, больно отхлестали по щекам и втолкнули в Эрмитаж, где между прекрасных произведений искусства прогуливаются очень красивые женщины и мужчины в необыкновенных костюмах, и в довершении всего этого высоко под куполом звучит твоя самая любимая песня. Вот это фокус! Особенно хорош эффект, когда через пять секунд после созерцания фото ты все-таки понимаешь, что на снимке – твой хороший знакомый или даже ты сам. Стоишь, смотришь и думаешь "Черт, где были мои глаза раньше?! Почему я не видел всего этого?!!"
Вне мира фотографии Вадим Черкашин – научный сотрудник Института автоматики и электрометрии СО РАН, молодой красивый отец четверых детей. Он отлично танцует вальс, играет на флейте и гитаре, читает фантастику, увлекается психологией и носит черную шляпу на манер ковбойской – и по нему вздыхает немало романтично настроенных особ женского пола…
— Ты знаешь, – делится со мной Вадим, – недавно наша лаборатория получила Золотой колокол на Сибирской ярмарке: за разработку уникального глазного хрусталика.
Наверное, это природный дар – помогать людям видеть мир. Во всех смыслах. Без таких мы были бы слепы…
Фото Вадима Черкашина
Тася Бучина
Узнать больше о творчестве Вадима Черкашина можно, посетив его персональные страницы в Интернете: http://imgsrc.ru/users/vadimch, http://www.photosight.ru/users/vadim_ch/ , http://www.foto.academ.org/categories.php?cat_id=369.
Получить интересующую Вас информацию и заказать авторскую фотосессию Вадима Черкашина можно, написав по адресу: hochu_photo@ngs.ru
На правах рекламы
За содержание текстов раздела "На правах рекламы" редакция Academ.info ответственности не несет