Никитины давно стали для нас близкими людьми, друзьями. Без эксцентричных затей и заигрываний с публикой, они заняли свое место, оставаясь теми, кем они являются на самом деле: вначале мужем и женой, молoдыми научными работниками, интеллигентно мыслящими и выглядящими. Они, необычайно музыкальные и тонко чувствующие интонацию, исполняли песни на стихи лучших поэтов, Они покорили зрителей своим обликом: манерой общения, речью, даже одеждой, в которой выходили на сцену. Татьяна и Сергей дали нам то, по чему, бывает, тоскует душа и что встречается реже и реже.
На вопрос, как все началось, Сергей Никитин обычно отвечает: «Очень захотелось самому петь Булата Окуджаву». Но вначале он пошел учиться в МГУ, на физфак – наука была в почете, и устремлялась именно туда. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика – и никогда об этом не жалел. Именно в среде университетской и научно-технической интеллигенции получила широкое распространение авторская песня. Причем барды-композиторы, пишущие музыку не на свои стихи, сделали ничуть не меньше, чем авторы, поющие собственную поэзию. И здесь вклад Сергея Никитина, вскоре ставшего лидером этого направления авторской песни, трудно переоценить. Его песни стали историей жанра: «Диалог у новогодней елки» (ст. Ю.Левитанского), шекспировские «Сонеты», «Снег идет» (ст. Б.Пастернака), «Когда мы были молодые» (ст. Ю.Мориц), «Брич-Мулла» (ст. Д.Сухарева).
Татьяна Никитина тоже окончила физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. В 1974 году Татьяна и Сергей Никитины начали петь дуэтом, и долгое время они совмещали музыку с научной работой: оба – кандидаты физико-математических наук. Причем Татьяна всегда играла в дуэте роль не просто партнера по сцене, она – главный советчик, самый первый слушатель и судья, а иногда и прямой соавтор написанного.
Оставив науку, Никитина заведовала отделом культуры, была зампрефекта Центрального округа, работала заместителем министра культуры России. Устав от сражений за отечественную культуру, она ушла работать в итальянскую фирму, занимающуюся арт-бизнесом. За несколько лет до Татьяны расстался с физикой и Сергей: он работал театре-студии Олега Табакова, занимался музыкальным оформлением спектаклей, написал музыку к целому ряду постановок. Сын Никитиных окончил Стенфордский университет в США и аспирантуру, с родителями видится нечасто.
Татьяна и Сергей по-прежнему много гастролируют. Как и прежде, Никитины никогда не подлаживаются под обстановку – они несут свою, мгновенно узнаваемую интонацию, все то же внутреннее чувство достоинства, несуетливость. Новые времена разметали их и почитателей по всему свету, но это не мешает долгожданным встречам публики с любимым дуэтом. Артисты помнят и любят нас, и 3 марта в 19.00 в ККК им. Маяковского состоится новая встреча.
Прошли годы, но Никитины не снизили планку, к которой приучили своих слушателей. Искусство может быть или настоящим, или не быть вовсе. В этой простой истине в который раз убеждаешься, услышав Татьяну и Сергея Никитина, вдохновенно поющих: «Под музыку Вивальди…»
На правах информационного партнерства